В связи с чем возникает резонный вопрос: почему тогда молчат директора школ, почему они никуда не жалуются и не ищут выхода из положения, в котором сегодня оказались они и вверенные им государственные школы? То, что на самом деле творится в школах, подрывает не только авторитеты, но и кресла, должности, систему образования в целом. Однако об этом никто не говорит, и соответственно, на это никто не реагирует. Почему? (Ни один директор не ответил на этот вопрос. Все мужественно промолчали, как партизаны).
Итак, наш корреспондент задал директорам нескольких государственных школ один единственный вопрос: что творится в школе? Ответы были «убийственными» (в буквальном смысле слова). В связи с чем, пришлось гарантировать безопасность директорам и не называть их фамилий.
Вот их ответы…
Директоров бесконечно «доят»
Статьи расходов бывают самые разные: то надо сдать тысячу тенге на «Азию Даусы», то две тысячи на «Ак Жол», то тысячу заплатить за плакат, который будет отображать успехи района на районной конференции. Кроме бесконечных «надо на то, надо на это», школа обязана выкупать многотомники «педагогической энциклопедии» и даже «сборники приказов департамента образования»…
Еще школы должны периодически покупать букеты цветов ( не менее чем на 11 тысяч тенге), устанавливать юрты (за аренду которых тоже надо платить). Те, кто обязывают школу платить за «мыльные пузыри», наверное, думают, что директор должен либо выжать эти деньги из родительских фондов, либо из кармана учителей, либо из собственной зарплаты. Впрочем, наверху никто не делится своими догадками: где директор должен взять деньги. Он их должен взять и все.
Финансовый беспредел
Радостным известием для учителей школ стало повышение заработной платы с первого января этого года на 20 процентов. Позже стало известно о некоем коэффициенте G, который тоже якобы должен будет отразиться на заработной плате, и это только приветствовалось школами. И вдруг, районные отделы образования спускают директорам школ просьбу странного характера. В связи с тем, что на новую зарплату учителям не хватает денег, директора в добровольно-принудительном порядке должны письменно отказаться от средств, ранее заложенных местным бюджетом школам на ремонт, на хозяйственные расходы и некоторые другие нужды. Что будет, если директора не напишут такое заявление? В самих школах (кое-где) завоняются туалеты, потекут крыши и трубы, а директоров освободят от занимаемой должности.
Работа сводится к бумаготворчеству
Директора утверждают, что они целый день вынуждены заниматься ерундой: писать отчеты и подавать списки. Выглядит это примерно так.
Приблизительно в десять ноль-ноль в кабинете директора раздается звонок. РОО (районный отдел образования) просит через час представить списки на детей наркоманов, и делает приписку о том, что школа должна установить слежку за этими детьми. И начинается… Директора открыто говорят, что все их добрые начинания и планы, которые они задумывают провести с коллективом, тут же рушатся. Надо начинать работать в указанном направлении. И хотя каждый директор прекрасно владеет информацией, сам по себе факт составления отчетов, выбивает, раздражает, делает бессмысленной всю остальную работу.
Однако наверху о хорошо пишущих директорах иного мнения. «Если ты хорошо отчитываешься и аккуратно складываешь бумаги в файл-папки, ты — хороший директор». А если заглянуть в эти папки, то там столько можно найти маразма, который нормальным людям и не снился. Например, среди прочих отчетов школ перед РОО можно найти информацию «об освещенности улиц в квадрате школы», «сценарий праздника», «о шефах»(которых у школ по-настоящему нет), «о точках продажи спиртного в районе школы», «о миграции учащихся», «о компьютерных классах», «о том, как проходит субботник», «о компьютерных клубах», «информация о казаховедах», «о проведении торжественных линеек по сменам», «об уголке боевой славы», «о проведении недели языков», «о работе столовой», «об использовании закона о коррупции», «о проведении схода жителей», «о подписке»… и тд, и тп. Много килограммовый талмуд… сказать, что многостраничный значит, ничего не сказать. Зачем все это? Кому это нужно? Учителя говорят, что они тупеют от писанины, так как не видят смысла в подобных отчетах. Кроме этой отчетности у каждой школы есть свой «паспорт», в котором собираются данные об отличниках, об учебных планах. К первому сентября каждая школа подает по 20 информаций. Ну а потом только и делает, что весь учебный год пишет и отчитывается.
Бредовые эксперименты
Учебники нового поколения в педагогической среде стали притчей во языцах. О них директора даже не хотят говорить, от разговоров книги не станут лучше, а работать по ним все равно придется. Просто обидно за детей и за учителей. Книги сырые, безграмотные, перенасыщенные датами и именами, которые не несут никакого важного значения. Особенно это касается книг по Казахстану: история, география. Много грамматических ошибок. Новые учебники стали головной болью для учителей еще и потому, что родители требуют их бесплатной выдачи. Приходится постоянно объяснять, что учебников не хватает. Есть распоряжение Министерства образования о том, что учебники получают в первую очередь малоимущие дети. Если кому не хватит, родители должны покупать учебники сами. На что взрослые справедливо замечают: идею со сменой учебников придумали не мы, поэтому не обязаны отвечать за глупости, которые допускают наверху.
Кроме учебников в прошлом году на школы навалилась еще одна идея — о двенадцатилетнем образовании. Директора, узнав новость, первым делом предложили не программу двенадцатилетки обсуждать, а открывать при школах роддома, чтобы их великовозрастные ученики могли сразу после уроков благополучно разродиться. Однако их никто не услышал. И теперь в каждом районе города есть по одной — две школы, в которых начался эксперимент. А в этом году с высокой трибуны вдруг говорится: «Не будем спешить с двенадцатилеткой». Интересно, что теперь делать директорам, которых обязали участвовать в эксперименте?
Существуют «кровавые среды»
Так директора называют между собой день, когда к ним в школу приезжает высокая комиссия из городского департамента образования и института усовершенствования учителей. Приезжает вроде бы с целью оказания методической помощи. На самом деле, начинают опрашивать родителей: «Как им их директор, нравится или нет?» Как будто мнение родителей (которое у всех конечно же разное) может быть критерием работы школы в целом. То, что это просто неэтично, обсуждать директора с родителями, никому не приходит в голову. И вот после такой методической помощи, ни один директор школы не может назвать, в чем же заключалась помощь коллег высшего звена. А вот кого уволили, кому сделали выговор, кого поощрили после такой проверки, все прекрасно помнят.
Приходится постоянно выкручиваться
Каждую весну школа должна озеленять прилежащие к ней территории. Опять же, на какие деньги покупать саженцы? Есть школы, которые вынуждены были всем педсоставом выезжать за город, выкапывать там деревья и пересаживать их поближе к школе. Однако мартышкин труд уже летом доказывал бесплодность усилий. Поливать эти деревья школам нечем. За перерасход воды( а у каждой школы есть свой лимит), платить нечем. Правда, первое время сознательные учителя, с директорами во главе, поливают саженцы, нося воду в пластиковых бутылках. Ну а потом верх все-таки берет лимит. Значит, вновь высаженные деревья попросту не поливаются, сохнут и ломаются. Теперь РОО настаивает на том, чтобы директора обеспечили хотя бы озеленение школы на своей территории. Рекомендация «чтобы было так же красиво, как в Германии» — безумие чистой воды. Но сказать об этом некому. Как некому пожаловаться на требование РОО о том, чтобы на каждом внешкольном мероприятии обязательно присутствовал директор! Все телефонограммы из РОО заканчиваются неизменной припиской: «Директору быть обязательно!» Ему что, больше нечем заняться?
Добровольно-принудительный стиль работы
В настоящее время директоров школ заставляют закрыть родительские общественные фонды, которые финансово очень хорошо поддерживают школы, и открыть спецсчета. Кстати, эту же идею лоббирует и господин Годунов.И даже если он сам об этом не догадывается, то ветер его действий дует именно оттуда. Чем это может закончиться, знают все руководители средних учебных заведений. Поэтому не спешат выполнять приказы свыше, надеются на разумность и гибкость чиновников от образования. Однако в столице уже есть школы, которые лишились родительских фондов, директора упросили родителей не возмущаться по этому поводу, а то как бы хуже не было. Другие же директора заняли выжидательную позицию: чем дело закончится, то они и предпримут. Выступить же публично по этому поводу и назвать спецсчет откровенной обдираловкой родительских карманов, не рискует никто. Как впрочем, рассказать обо всех выше указанных школьных проблемах в прокуратуре города Алматы не рискнет никто.