Дина АМАНЖОЛОВА: О “совке”, территориальных спорах и дельцах от истории - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дина АМАНЖОЛОВА: О “совке”, территориальных спорах и дельцах от истории

Дина АМАНЖОЛОВА: О “совке”, территориальных спорах и дельцах от истории

Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института истории Российской академии наук, заслуженный работник высшего образования Российской Федерации Дина АМАНЖОЛОВА ответила на острые вопросы “Каравана”, которые сегодня волнуют всех.

  • 9 Мая 2014
  • 7178
Фото - Caravan.kz

Нет возврата к СССР

– Сегодня некоторые политики, пользуясь своими “широкими историческими познаниями”, предлагают присоединить некоторые казахстанские территории к России. Могут ли к нам вернуться старые территориальные споры?

– Нельзя ориентироваться на скандальные заявления тех, кто хочет, чтобы о них больше говорили, или стремится спровоцировать обостренные и вредные для всех слова и поступки. Нужно сохранять выдержку и не поддаваться на провокации. Что касается территориальных споров, они найдутся в истории большинства стран. Есть немало прецедентов, когда менялись границы, появлялись разделенные народы. В период образования СССР и этнонацио­нальных субъектов федерации были, конечно, допущены ошибки, имевшие долговременные последствия. Достаточно вспомнить Горскую АССР, Бурятию или размежевание в Средней Азии. Но если мы при каждом удобном и неудобном случае будем предъявлять друг к другу претензии по поводу давно минувшего, ничего хорошего не выйдет. Есть международная и национальная законодательная база, только она может быть основой для нормальных отношений, в частности, между Россией и Казахстаном, в том числе по вопросу о границах. Подозреваю, что “особо озабоченные” читатели вознегодуют, приводя в пример Крым. Могу лишь попросить их хорошенько изучить историю проблемы и подумать, хотели бы они, чтобы и крымчан нынешняя киевская власть обвинила в терроризме и обрушила на них огонь и смерть, как это она делает против граждан своей страны?

– Интеграционные процессы Казахстана с Россией и Белоруссией дали повод говорить о воссоздании СССР. Но “нацио­нальные окраины” сегодня – это самостоятельные государства. О каком возрождении речь?

– Конечно, ассоциации и аналогии с СССР напрашиваются хотя бы потому, что другого опыта интеграции в Евразии еще не было. Новый опыт лишь начинает реализовываться. Здравомыслящие люди понимают, что возродить СССР невозможно и не нужно. В то же время совершенно очевидно, что интеграция крайне необходима в условиях жесточайшей, нередко циничной конкуренции, когда против экономик, а значит, и безопасности бывших советских республик действуют крупные, изощренные в борьбе за ресурсы международные объединения типа ЕС, ведущие национальные экономики и глобальные корпорации. Конечно, для эффективной интеграции нужно, прежде всего, думать, как совместно ее реализовать, а не о том, как отвоевать друг у друга преференции в ущерб другой стороне. Нужны трезвая аналитика, умный расчет, взаимное уважение и разум­ный компромисс, чтобы не проиграть, а выиграть в модернизации наших стран.

Фашизм – это плесень

– В 2015 году будет отмечаться 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Почему у части населения стран СНГ изменилось отношение к этой теме?

– Для меня эта дата священна. Мой отец воевал с японцами, мать пережила голодное военное детство. Их воспоминания и жизнь – часть моей жизни. Только со стороны отца шесть моих родственников воевали за Родину. Почему у части людей изменилось отношение к этому славному и трагическому общему прошлому? Для начала посмотрите, сколько места отведено войне в школьных учебниках истории стран СНГ и что там написано. Много не связанных моралью дельцов от истории и журналистов на “черных дырах” и “белых пятнах” зарабатывают быстрые деньги. История стала коммерциализироваться: чего стоят всевозможные игры и суды над прошлым. Уходят, увы, наши замечательные молчаливые и терпеливые старики… Они не могут ответить тем, кто говорит, что Гитлеру, оказывается, тоже были свойственны какие-то чувства. Но какое это имеет отношение к его оценке в истории?! Дьявол кроется в мелочах. Разве он перестает оставаться преступником, под руководством которого расисты делили людей на арийцев и остальных – подлежащих уничтожению или в лучшем случае рабству? Фашизм – это ядовитая, разрушающая души и сердца плесень, которую надо вычищать до основания самыми сильными средствами и постоянно, системно проводить профилактику.

– Почему сегодня стали востребованы лозунги фашизма?

– К сожалению, у каждого народа есть свои антигерои, предатели. Пропаганда нацизма и фашизма отвергается народом, иначе и не может быть, она запрещена в России, более того, недавно приняты новые решения, усиливающие ответственность за пропаганду нацизма и оправдание фашизма. Я 34 года преподаю историю в вузах и могу вполне ответственно утверждать, что российские студенты в абсолютном большинстве отвергают фашизм и национализм. Вспомним слова Абая: “Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины”.

Утраченные ценности

– Сегодня часто можно слышать скептическое отношение молодежи к так называемым “совкам”…

– С конца прошлого века граждане бывшего СССР переживали смену идентичности – очень болезненную и драматичную. Она связана не только с образованием новых государств, очень важны нравственные и социально-психологические проблемы. Поколению сегодняшних 30–40-летних в 1990-е годы было навязано негативное отношение к “совкам” – то есть к самим себе и своим родителям. Да и в борьбе за выживание в условиях хаоса далеко не все выдержали нравственное испытание и поверили в то, что нажива и деньги – это и есть истинная цель жизни. Свою роль сыграла агрессивная экспансия чуждой нашим традициям западной масс-культуры. Манòк сытости, материального достатка – опасный и разрушительный соблазн. А ведь потеря знаний о ценностях и традициях народов Евразии ведет к нравственной деградации.

– Какой должна быть политика в отношении воспитания молодежи?

– Я убедилась, что молодые люди сегодня очень нуждаются и быстро откликаются на обсуждение проблем фундаментального свойства, о которых почему-то мало говорят с ними: что такое совесть, честь и долг, стыд, милосердие, любовь и верность, коллективизм и взаимовыручка. О хорошем говорить почему-то считается скучно, а на деле – это труднее, чем делать имя на скандале и негативе. Увлечение всевозможными отрицаниями и очернением своей истории, превращение своего народа в постоянную жертву всевозможных притеснений и обид чрезвычайно опасно. Так мы рискуем в будущем стать не победителями, как наши предки, а побежденными. Необходимо широкое просветительское движение не только по ТВ, в печати, прямом разговоре. В Семипалатинском пединституте в 1970‑е годы преподавала историю КПСС еврейка Розалия Исааковна Чернакова. Когда она читала нам лекцию по Великой Отечественной войне, в аудитории стояла напряженная и возвышенная тишина – нравственное потрясение, эмоциональный подъем, гордость за Победу мы переживали вместе с ней, как один человек! И никакой политики в этом не было!

– Георгиевская, или гвардейская, лента сегодня стала яблоком раздора для тех, кто, надевая её на грудь, тем самым чтит память погибших, и тех, кто считает ее наследием имперского прошлого России…

– Комплекс неполноценности у некоторой части людей реализуется через отрицание, нетерпимость и агрессию, навязывание своих дурных представлений. Но большинство видит в ленте символ Победы над фашизмом и славы своих предков. Стоит напомнить, что лента появилась в 1943 году в оформлении ордена Славы и затем медали “За Победу над Германией”. С 2005 года ленту стали называть георгиевской, что ошибочно с точки зрения истории и геральдики, но психологически объясняет связь военно-исторических событий. Что оскорбительного в почитании героев прошлого? Полными кавалерами ордена Славы трех степеней с этой самой лентой были казахи – рядовой Жардем Супигалиев из Западного Казахстана, погибший в 1943-м, гвардии старшина Джаксымбек Унчибаев из Карагандинской области, рядовой Сарсенгали Ешбаев из Актюбинской области. Они по праву гордились своими наградами, как их родные и земляки. Среди полных кавалеров ордена с этой лентой 2 672 имени. Орден Славы III степени получили около миллиона, II степени – 46 тысяч. Они воевали за Отечество, а не за власть. СССР был их общим Отечеством, они спасли весь мир от фашизма. Что же, всех их предать?

Уроки “Алаш-Орды”

– Вы изучали деятельность движения “Алаш-Орды”, казахского национального движения. Можно ли применять уроки прошлого к современным реалиям?

– Уроки прошлого на то и нужны, чтобы их учитывать. Программа движения “Алаш” многое предвосхитила, в том числе задачу создания политической нации как согражданства представителей всех этнических общностей и групп. Еще один важный урок: “Алаш-Орда”, расположившись в городе Алаш (Заречная слободка Семипалатинска), изначально и до конца своей деятельности воплощала и осуществляла функции центральной автономной власти на контролируемой территории. В сентябре 1918 года на основе образованного по инициативе Ж. Досмухамедова Уильского оляята было создано западное отделение “Алаш-Орды”. Это позволяло консолидировать и координировать действия на огромной территории, обеспечить единство представительства на переговорах с “белыми” и “красными” и в конечном счете единство власти и территории “Алаш” – будущей КАССР. Кроме того, решение о создании западной части автономии и её управленческих структур способствовало утверждению демократических принципов формирования и функций “Алаш-Орды”. Бесценно всё, что сделано алашордынцами для науки, образования, литературы, культуры. Демократию и свободу они понимали как ответственность, власть – как средство для ее достижения, а не цель. Нравственный облик Алихана Букейханова – это та высочайшая планка, о которой нельзя забывать. А их промахи обусловлены не столько персональными ошибками или программными просчетами, сколько экстремальными обстоятельствами, в которых оказались все народы бывшей Российской империи. Но копировать то, что было в прошлом, нецелесообразно да и невозможно. Изменились качество казахского общества и международная ситуация, Казахстан – динамично развивающееся государство с огромным потенциалом.