Для тех, кто потребляет до 3 кубов в месяц, тариф останется прежним, для тех, кто выливает от 3 до 5 кубов, стоимость воды повысится на 20 %, расточителям, которые потребляют до 10 кубов в месяц, тариф повысят на 50 %, а потребителям-террористам, которые тратят свыше 10 кубов, прибавят 100 % к действующему тарифу. Все это делается с благой целью – для экономии воды. Потому как ведром воды чистить зубы – это ненормально. Но есть нюансы, о которых министерство умалчивает.
Водные отходы в доходы
Давайте разберемся, что такое горячая вода, которая подается в квартиры мегаполисов? Она, конечно, изначально берется из той же самой холодной воды, которая к вам приходит. Процесс ее нагревания происходит на ТЭЦ, чаще всего это происходит через теплообменники. Не буду вдаваться в подробности и объяснять, почему эту воду пить нежелательно. Но она была чистой и питьевой, а ее убивают антикоррозийной химией, варварски гоняют по батареям, сливают в подвалы. Почему бы не начать с установки систем повторного водоснабжения в теплосетях? В некоторых странах успешно превращают водные отходы в доходы. В Сингапуре, например, действует пять станций рекуперации воды, которые перерабатывают почти 1 000 000 кубометров/сутки. Бытовые и промышленные стоки очищаются и подаются обратно в городские водопроводы. В Намибии (одной из самых засушливых стран мира) тоже есть завод по регенерации стоков, благодаря которому доля обеспечения водой города Виндхука доходит до 50 %. Повторное использование стоков в Казахстане может значительно сократить потребление ценной питьевой воды. Но мы почему-то даже не рассматриваем такую возможность.
Холодную экономим, горячую выливаем
Теперь вспомним, как подается горячая вода в летний период. Открываем горячий кран, а оттуда бежит холодная. И, прежде чем она станет хотя бы как парное молоко, нужно слить литров тридцать. То есть драгоценная вода уходит в канализацию. Причем платят за несуществующую горячую воду по высоким тарифам. Мы отказались от замкнутой циркуляции горячей воды в неотпительный сезон более двадцати лет назад. Изменить это технически невозможно. А значит, мы, как и прежде, будем выливать кубометры воды, и никакая дифференциация тарифов не сможет остановить это расточительство.
Когда питьевая превращается в горячую
Прежде чем рассуждать об экономии воды, давайте посмотрим, как у нас вообще обстоят дела с водоснабжением.
По данным Комитета по водным ресурсам, уровень обеспеченность питьевой водой в городах — 96 %, в селах – 78 %. При этом в Казахстане есть множество городов, где подачи горячей воды нет вообще.
В прошлом году Институт общественной политики провел исследование, опросил более 2000 казахстанцев и выяснил, что каждый пятый респондент (21,4 %) не имеет горячего водоснабжения. Чаще всего это были жители Алматинской (53 %), Абайской (41,6 %) и Жетысуской (41,3 %) областей. Четверть участников опроса (26 %) отметили, что их не устраивает качество горячей воды, в основном это мангистауцы (50,5 %), карагандинцы (48,5 %), жамбылцы (44 %) и акмолинцы (43,6 %).
Как все эти люди моют посуду, принимают душ, ванну? Чаще всего устанавливают водонагреватели и пропускают через них питьевую воду. Предположим, что одинокий менеджер среднего звена живет в Алматинской области, каждое утро принимает душ (20 литров), каждый вечер ванну (200 литров), по вечерам моет посуду – это еще 10 литров, ежедневно включает экономичную стиральную машину (50 литров). В результате каждый месяц он тратит в среднем 8400 литров, или 8,4 куба. И счетчик покажет, что это расход питьевой воды, потому как никакой другой нет. В итоге тот самый менеджер автоматически попадет в разряд расточителей, которым нужно увеличить тариф на 50 %.
Террористы-огородники
Теперь представим, что недалеко от южной столицы живет семья из трех человек. Все они любят принимать ванну (200*3=600 литров в день) и душ (20*3=60 литров в день), три раза в день моют посуду (60 литров на семью), ежедневно включают стиральную машину (50 литров в день), готовят еду (40 литров), делают влажную уборку (10 литров). Выходит, что они выливают 24,6 куба в месяц. А если еще они будут поливать деревья перед домом, то попадут в отряд потребителей-террористов, которым нужно увеличить тариф на 100 %. И им придется заплатить, потому как альтернативы питьевой воде нет.
Понятно, что питьевой водой поливать огороды — это ненормально. Но, к сожалению, арычные системы разрушены, каналы закопаны, проданы под участки, застроены домами. Чем поливать? Что можно предложить сельчанам взамен питьевой воды? Собирать дождевую? Вероятнее всего, они будут платить по завышенному тарифу, а мы — переплачивать за огурцы с помидорами.
Что происходит с водой в Казахстане
По данным Миннацэкономики, при применении дифференцированного тарифа дополнительный доход по стране составит порядка 13 млрд тенге. Данные средства субъекты естественных монополий направят на реконструкцию сетей и оборудования. Но кто и как будет проверять, куда они действительно пошли, пока непонятно.