Больше всего бомжей в южной столице (да и в других городах тоже) скапливается у базаров, вокзалов и… возле городской больницы скорой неотложной помощи. Сюда уличных бедолаг с наборами всевозможных недугов доставляют со всех уголков Алматы машины скорой помощи. Но те скоро вновь оказываются под заборами.
Стандартная ситуация: жители, уставшие от вида валяющегося на земле бомжа или пожалевшие его, вызывают полицейский патруль. Но полицейские забирать его отказываются (вдруг по дороге помрет? Да и грязный очень), вызывают “скорую”. И уже врач “неотложки”, воздев руки к небесам, стонет: “Куда мне его девать? В больницу таких не берут!”.
Привез бомжа – остался без премии
Для работников любой больницы бомжи – большая проблема, поскольку болезнями у них поражены, как правило, все органы! Рассказывают случай, когда санитарки одной из клиник города нашли свой “простой” выход из положения: погрузили дурно пахнущего бомжа на каталку и вывезли из стационара на ближайшую помойку. Вероятно, руководствовались “гуманными” соображениями: там бродяга найдет, чем поживиться, а обычные пациенты стационара избавятся от неприятного соседа по палате.
Но, с другой стороны, если предположить, что стационары станут принимать на лечение всех бомжей почти двухмиллионного Алматы, то обычным больным мест в них уже вряд ли хватит.
Кстати, замешательство того доктора со “скорой”, не знавшего, куда везти бомжа, видимо, небеспочвенно. Говорят, врачи больниц нередко пишут жалобы на врачей “скорых”: мол, везут к ним бомжей не по профилю. И врачей “неотложек” за это лишают премии. Хоть и жалко бездомного, но куда его везти, когда болит всё?
Чья это проблема?
Есть в каждом крупном городе Казахстана центр социальной адаптации и реабилитации бездомных. В Алматы он рассчитан на 280 мест. А бездомных в южной столице в 25 раз больше!
– Да и не всякого мы можем принять, – говорит директор Алматинского городского центра социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, Николай КОРОТИЦКИЙ. – Не имеем права брать ни с инфекционными заболеваниями, ни в алкогольном или наркотическом опьянении, ни даже с температурой. Сначала человеку должны оказать помощь специалисты, а потом уже с выписками и назначениями отправлять к нам. Спросите в горздраве, сколько лет продолжается этот разговор? Ведь есть предписание: в любой больнице иметь палаты на определенное количество мест для таких людей с улицы. И система здравоохранения не должна отворачиваться от проблемы!
– А мне непонятно, почему бомжи стали проблемой только медицины? Чаще всего эти люди поступают в больницы в алкогольном опьянении, а в Алматы ни одного вытрезвителя! – говорит замглавврача больницы скорой неотложной помощи Рустем КАДЫРБАЕВ. – Но нельзя же больницу превращать в вытрезвитель!
Участок есть, да не про вашу честь?
Между тем бомжи, питаясь на тех же помойках, что и мыши, крысы и бродячие собаки, становятся разносчиками всевозможных инфекций.
Но если для борьбы с грызунами есть определенные методы, то людей, даже опустившихся, надо лечить!
Любопытно, что план по социальному решению проблемы был разработан в южной столице еще в 2000 году.
– Тогда я получил задание акимата: найти территорию для обустройства социального дома, – рассказывает Николай Коротицкий, – поскольку больницы города с проблемой бомжей не справлялись. Вместе с тогдашним акимом Жетысуского района мы нашли несколько гектаров земли в квадрате улиц Татибекова, Коперника и речки Малая Алматинка в Малой станице. Больше 20 лет там без движения пребывает долгострой бывшего Штаба внутренних войск МВД Казахской ССР, были все коммуникации, казармы. Его можно оборудовать под наше социальное учреждение на 1000 человек! И расположен он в незаметном, но удобном для транспортировки бездомных из любого конца города, месте.
Сейчас этот участок земли заброшен. Вместо казарм – огромный котлован, а долгострой обнесен бетонным забором и колючей проволокой без ворот и даже без калитки. Кто сейчас его хозяин, неизвестно. Возможно, кому-то стало жаль отдавать завидный участок для бомжей. И план обустройства в этом месте социального учреждения для бездомных уже 10 лет остается лишь планом.
Вместо него центру социальной адаптации бездомных выделили два других участка земли на окраинах города, но… без финансирования их застройки. А бомжи тем временем как обитали в подвалах, подъездах многоэтажек и на мусорных свалках, так и продолжают там оставаться, представляя своеобразную биологическую угрозу для полуторамиллионного города.
Разные бывают обстоятельства
Николай КОРОТИЦКИЙ, директор Алматинского городского центра социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства:
– Среди наших подопечных встречались и бывшие инженеры, и полковники, и боец СОБРа, и ветераны Великой Отечественной войны, и даже бывший главврач одной из областных больниц! Жизненные обстоятельства бывают разные…
Александр ДРУЖИНИН, врач-психотерапевт:
– Одна из основных причин того, что человек становится бездомным, – это алкоголь, и как следствие – деградация личности. Человек меняет прежние жизненные ценности на спиртное, теряет мотивацию к жизни, уважение к себе. Ему уже не важно, как он выглядит, и все его помыслы сводятся только к тому, где достать выпивку. Другая причина – психические заболевания. Но таких гораздо меньше.
Владимир СТЕБЛЯНКО, президент Ассоциации психологов Казахстана:
– В психологии человека без определенного места жительства в первую очередь деформирована такая ценность, как семья. Скорее всего, в детстве он не получил любви близких, у него нет чувства дома, и подсознательно он находится в поиске места для себя.
P.S. Когда верстался этот выпуск «Каравана», Алматинский центр социальной адаптации бездомных посетила министр труда и социальной защиты населения РК Гульшара Абдыкаликова. И у нас появилась надежда, что внимание чиновника столь высокого ранга к проблеме низших слоев населения наконец снимет проблему бездомных с повестки дня.