Осуществляются данные преобразования в соответствии с подписанным 4 июня 2001 года постановлением правительства РК “Об утверждении Программы реструктуризации железнодорожного транспорта РК на 2001-2005 годы”. Комплекс мероприятий программы, реализуемых в три этапа, включает: реформу экономических принципов функционирования отрасли, поэтапные структурные изменения отрасли и создание института частных грузовых операторов, работающих в условиях конкуренции, вытекающие структурные и организационно-правовые преобразования РГП “Казакстан темир жолы”, а также принятие Закона “О железнодорожном транспорте” и подзаконных актов, обеспечивающих функционирование отрасли в новых условиях. Первый этап программы реструктуризации (до середины 2002 года) предусматривает разделение объектов обеспечивающей деятельности и формирование конкурентной среды в ремонтной деятельности.
В течение первого этапа будет подготовлена проектная документация по реконструкции локомотиворемонтного завода в городе Шу с целью организации капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы и модернизацией магистральных тепловозов, а также организации – впервые в Казахстане — сборки локомотивов нового поколения. На втором этапе (с середины 2002 года по 2004 год) будут проведены мероприятия по преобразованию РГП “Казакстан темир жолы” и его дочерних предприятий в закрытые акционерные общества с передачей 100 % государственных пакетов акций уполномоченному государственному органу. Одновременно ДГП “Инфраструктура” и ДГП “Локомотив” преобразуются в закрытые акционерные общества, учредителем которых будет являться ЗАО “Казакстан темир жолы”. В социально благополучных регионах предусматривается акционирование ремонтных подразделений РГП «Казакстан темир жолы». При этом в собственности у уполномоченного государственного органа сохранится треть производственных мощностей по ремонту вагонов и локомотивов.
На третьем этапе (с 1 января 2004 года по 1 января 2006 года), по результатам первых двух этапов реформы, будет рассмотрена возможность полного разделения инфраструктуры и подвижного тягового состава, а также доступа к инфраструктуре частных грузовых операторов с собственными локомотивами.