– Что? Она будет делать мою машину? Она?! Эта школьница? – возмущается солидный мужчина, приехавший в автосервис на дорогой “Тойоте”. – Вы издеваетесь?! Чтобы я свое авто оставил этой девочке?
Такие реплики Софу уже не смущают, она к ним привыкла.
– Не хотите – не оставляйте, – спокойно парирует она. – Но других свободных механиков в автосервисе на данный момент нет.
Поворчав еще немного, автолюбитель объясняет девушке суть проблемы и уезжает. Юная автомеханик открывает капот и начинает “колдовать” над двигателем.
– Сейчас я уже спокойно отношусь к такой реакции клиентов, – признается она. – Поначалу было обидно до слез. Хотелось доказать, что я могу быть профессионалом, несмотря на возраст и пол. Сейчас уже никому ничего не доказываю. Хотят – доверяют мне ремонт машины, не хотят – не надо. Во всяком случае, еще не было недовольных моим ремонтом, и клиенты у меня всегда есть. А тот клиент, кстати, взял свои слова обратно.
Желание ремонтировать автомашины у хрупкой, женственной Софочки возникло не в один день. В детстве, по ее признанию, она любила крутиться около отца-дальнобойщика, подавая ему ключи, когда тот копался во “внутренностях” своего “железного коня”. Когда девочка стала подрастать, этот интерес уступил место сугубо женским – Софа увлеклась воздушно-шестовой акробатикой, танцами, кулинарией.
Так продолжалось до тех пор, пока не наступил момент выбирать профессию. И тут девочка удивила родителей, выбрав строительный факультет Карагандинского высшего политехнического колледжа.
–- Нас, девчонок, в группе было трое, – вспоминает София. – Мы не сразу нашли общий язык, но в конце концов подружились. Но через год я вдруг поняла, что не хочу быть строителем, что меня привлекает то, чему обучают ребят на автомобильном отделении. И я перевелась на специальность “техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта”.
Поначалу, по признанию девушки, ей было не просто тяжело, а невыносимо трудно. Поскольку группа, в которой обучались одни парни, дружно объявила ей бойкот.
Так мужчины выразили свое отношение к тому, что девочка покусилась на “святое” – решила нарушить границы сугубо мужской профессии.
– Со мной никто не разговаривал, все в группе меня игнорировали целый год. Потом, видимо, смирились, и сейчас у меня со всеми прекрасные отношения.
Когда наступило время практики, Софа окрылилась – наконец, она сможет проявить себя в избранной профессии. Но и тут ей пришлось отстаивать право носить выпачканную машинным маслом робу и занимать место в боксе у открытого капота. В Казахстане правозащитники борются за ликвидацию списка запрещенных для женщин профессий
– Всякое было,– машет рукой девушка-автомеханик. – Но сейчас на моем счету более 20 отремонтированных автомобилей и их довольных владельцев, работа в престижном дилерском автосервисе и полная уверенность в том, что я выбрала дело, которое мне по душе.
В октябре прошлого года София вышла замуж. За коллегу-автомеханика, который, обучая девушку, сумел разглядеть в ней не только будущего конкурента…
– Теперь у нас есть все шансы стать основателями династии, – смеется Софа.
Я же, не отрывая глаз от четких и уверенных движений ее рук, удивляюсь:
– У тебя та-а-акой маникюр! Ногти! Как?!
– Очень удобно засухаривать клапана, – не отрываясь от работы, деловито отвечает девушка.
КАРАГАНДА