Наши корреспонденты провели собственное расследование.
Два года назад в одном из алматинских частных детских садов, нелегально работавшем в обычной трехкомнатной квартире, умер восьмимесячный ребенок.
Лишь после этого прокуратура провела проверку подобных заведений.
Но эта трагедия не стала поводом для постоянных рейдов по домашним детским садам. Сколько нужно еще жертв, чтобы власти навели порядок?
Урок – не впрок?
Информация о младенце, который погиб в частном мини-саду, тихо прошла мимо общественности. Вопиющий случай не вызвал резонанса, не стал поводом для постоянного контроля, не вызвал ужесточения требований к подобным заведениям.
Все просто решили: несчастный случай. Восьмимесячный малыш, которого мама оставила в домашнем детском саду, задохнулся от рвотных масс. Недоглядели…
После этого прокуратура и департамент образования провели проверку и выявили 13 детских садов, которые работали без всяких разрешений в обычных квартирах или частных домах. По словам главного специалиста отдела дошкольного образования департамента образования Людмилы Сеиловой, этим садам выписали предписания, но многие из них так и не выполнили требования. Некоторые сады, правда, закрылись, но возникли по новому адресу. На съемных квартирах, в лачугах родственников…
Преследовать нарушителей власти не спешили. Как нам сообщили в прокуратуре Алматы, последняя проверка была полтора года назад. С тех пор доморощенные сады работают свободно, они вообще никому не подконтрольны.
Можно было бы предположить, что отсутствие проверок связано с трудностью выявления подобных садов. Но они не конспирируются. Более того – открыто рекламируют свои услуги.
Куда вы денетесь!
Мы берем обычную газету с объявлениями и без труда находим целый список предложений. Только в одном Жетысуском районе около 10 домашних садов, которые дают свою рекламу. Набираем номер – дескать, необходимо пристроить двухгодовалого малыша.
В первом объявлении нам обещают кормить детей пять раз в день и даже обучить азбуке!
Заманчиво! Звоним. Трубку берет женщина с прокуренным голосом.
– Чё хотите?
На вопрос о рекомендациях женщина деловито отвечает:
– Я с крутыми сидела…
Но когда мы спросили о том, есть ли у нее разрешение на открытие детского садика, она просто бросила трубку.
Примерно так же сложились разговоры и с другими воспитательницами. Сады работают без регистрации, то есть вне закона. А значит, без контроля.
– Может быть, договор хотя бы составим, неужели не боитесь, вдруг я вам не заплачу? – спрашиваю у очередной хозяйки импровизированного детского сада.
– Куда вы денетесь, у меня же ваш ребенок…
Звучит страшновато.
Но по-настоящему жуткая картина предстала, когда мы отправились с визитом в эти самые детские сады.
Ни мяса вам, ни горшков!
Частный сектор в нижней части южной столицы. Здесь бизнес на мини-садах процветает – они почти в каждом втором доме. Не все дают объявления в газете. Чаще всего информация о садах вывешивается на столбах местных остановок.
С трудом находим первый адрес. Неужели эта лачуга с покосившимся забором и есть детский сад? На пороге нас встречает радушная хозяйка. В руках плюшевый медведь. Очень трогательно.
Дорожка от калитки до дома похожа на ледовый каток. Над головой свисают огромные сосульки. Но хозяйка, увидев наше недоумение, успокаивает: дети зимой на улице не гуляют, чтобы не простыть. Пятнадцать малышей по 10 часов сидят взаперти в маленькой комнатке размером не более 12 квадратных метров! Да, впечатляющая забота об их здоровье.
В центре комнаты главная игрушка для малышей – телевизор, дети смотрят на экран, не отрывая глаз. А чем еще заняться? В такой тесноте даже не побегаешь. В доме, оказывается, всего одна эта комната. А где же дети спят? Хозяйка тут же с готовностью поясняет, что к часу дня она надувает воздушные матрасы и укладывает всю группу на пол.
До того, как лечь спать, малыши должны пообедать. Мы пришли в 12 часов дня. Но на кухне едой вообще не пахнет. Да и как сумеет “воспитательница” присматривать за малышами и готовить одновременно?
Оказывается, еду готовят ночью впрок, выносят в холодный коридор, чтобы варево не пропало до следующего дня.
Раздается очередной телефонный звонок – желающих устроить ребенка хоть отбавляй! Хозяйка уходит беседовать с потенциальными клиентами, а мы начинаем с детьми разговор по душам.
Одна девочка наконец отрывается от телевизора. Когда мы спрашиваем, что они тут кушают, начинает перечислять, загибая маленькие пальчики:
– Кашу, кашу, кашу…
– А мясо?!
– Мясо долого! – слегка картавит малышка.
Так, с едой для детворы все понятно. Да иначе и быть не может. Бизнес на детях станет невыгодным, если в рацион включить дорогостоящие продукты. Здесь экономят на всем. На 15 малышей всего два горшка! А как же личная гигиена?!
– Мы их моем! – парирует воспитательница.
Но, на мой взгляд, горшками, похоже, вообще не пользуются – малыши почти все мокрые. Времени посадить детей на горшок у хозяйки тоже нет.
Няньки усатые и пьяные
Следующий домашний детский сад тоже заполнен под завязку. Здесь 10 малышей, за которыми наблюдает молодая мама с грудным младенцем на руках. Понятно, что времени на чужих детишек у нее практически нет.
Но не это самое страшное. В углу комнаты на диване спят… два пьяных мужика! Вот один из них просыпается и начинает бурчать что-то матерное, молодая воспитательница шепчет что-то буяну на ухо, и он успокаивается.
– Это мужья, они в ночную смену работают, а потом днем отсыпаются. Ничего, дети уже привыкли, – поясняет нам женщина.
Детей действительно не смущают два взрослых дяденьки, дышащие перегаром. Они сидят тихо, как мышки, чтобы не разбудить усатых няней.
Молодая мамаша упорхнула подмывать своего младенца, и я осталась наедине с детьми. Пытаюсь организовать для детей игру, но громко говорить и смеяться здесь, похоже, нельзя.
– Тихо! – грозно шепчет мне маленькая девочка, – попа а-та-та!
Выхожу на кухню, здесь дышать легче… Малышня, озираясь, выходит за мной. В группе разновозрастные малыши, есть совсем маленькие, они и ходить-то не умеют, только ползают. Но тоже стремятся на свободу!
Двое ребятишек тут же нашли что-то интересное в углу. С ужасом вижу, что дети уплетают… остатки еды из кошачьей миски! По телефону хозяйка уверяла, что никаких кошек и собак у нее нет, ведь у некоторых детей может быть аллергия.
Молодая мамаша вернулась с чистым младенцем. Услышав от меня упреки, она немедленно накричала на малышей:
– Я сказала вам из комнаты не вылазить!
В очередь – с пеленок!
Такое вот “дошкольное образование” обходится родителям в 25 тысяч тенге в месяц. Несложно подсчитать, что один такой детский сад приносит в месяц около 250 тысяч тенге. Неплохая прибавка к пенсии, призналась мне одна пожилая женщина, которая тоже держит детский сад.
– Вот у меня и соседка открыла, детей на всех хватит, ведь у нас, как в газетах пишут, беби-бум…
Плата в обычном государственном саду намного меньше, но попасть туда невозможно. Поэтому работающие мамы вынуждены доверять своих детей таким вот соседкам.
По словам главного специалиста отдела дошкольного образования департамента образования Людмилы Сеиловой, на сегодняшний день только в Алматы в очереди в детский сад стоят 10,5 тысячи малышей. И записываться надо заранее. Желательно сразу после рождения ребенка.
Дефицит мест провоцирует спрос на мини-сады. Но если это неизбежно, может, стоить взять их под контроль?
– Мы делали запрос в Министерство образования по поводу мини-садов. Нам ответили, что их деятельность не подлежит лицензированию, достаточно обычной регистрации в органах образования. Но хозяйки садов не спешат пройти регистрацию – зачем им светиться перед налоговой и прочими службами? Тем более что многие не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям пожарной безопасности.
По санитарным нормам на каждого ребенка должно приходиться не менее 4 квадратных метров площади. По нормам питания, которые утверждены постановлением правительства, ребенок должен съедать в день в зависимости от возраста 80–100 граммов мяса. Каждый малыш должен иметь свой личный горшок, свое полотенце и постельное белье. Обязанности детских садов оговариваются в договоре, но в детских садах на дому не существует никаких обязательств, они работают на честном слове.
По словам Людмилы Сеиловой, департамент образования не уполномочен проводить проверки мини-садов на дому. А кто уполномочен? Этот вопрос – без ответа.
информация к размышлению
Охват детей дошкольными организациями в республике составляет в среднем 32,8 процента, в сельской местности – 20,1 процента. В некоторых регионах и того хуже. В Алматинской области, например, всего 8,7 процента детей посещают детсады и ясли. Так что образовательные проблемы растут прямо “от горшка”, “неохваченные” ребятишки идут в школу неподготовленными.
В этом году в стране планируется строительство 23 дошкольных учреждений на 3,4 тысячи мест и восстановление 79 ранее закрытых или используемых не по профилю. Это еще 8,4 тысячи мест. Между тем уже сегодня в очереди 185 тысяч детей.
В действующих садиках группы переполнены. В городах в среднем на 100 мест приходится 124 ребенка, а в Астане и вовсе 158.
Александра МЫСКИНА