Учащиеся часто скрывают, что у них есть проблемы в общении со сверстниками, рассказала в интервью радиостанции «Говорит Москва» директор Института интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис» Альбина Локтионова.
«Первый признак, основной и категорический, — ребёнок не хочет идти в школу. Он спрашивает, можно ли не ходить, будет ли онлайн-образование. Второе — это если у него начинаются боли непонятного происхождения: болит живот, болит голова. Это признаки страха, а вот чего он боится — это надо разбираться. Он не придумывает, это психосоматическая боль, он реально напрягается, и слабый орган даёт спазм. Он не может расслабиться в школе. Это значит, что дело зашло далеко, если он говорит через тело, а не через слова. Третий признак — если ребенок приходит из школы напряжённый и грустный. Это родители должны хорошо знать своего ребенка, знать, какой он был на отдыхе, когда они время хорошо проводили».
Ребёнок может не придавать проблемы в школе огласке из-за страха прослыть ябедой, отметила Локтионова. Буллинг в школе: что делать родителям
«Тут важно задать какие-то вопросы вроде: «Я вижу, ты что-то нос повесил, что-то не так?». И не задавать вопросы тревожные — «Может, в школе что-то не так?». Надо ждать, что он ответит, и подчёркивать, что я вижу тебя, ты на себя не похож, давай я тебе чем-нибудь помогу. Иногда дети боятся, что они предадут каких-то ребят, их будут считать ябедами. Надо пытаться разговаривать, и если есть отчётливое понимание, что что-то не так, можно рассказать про какой-то свой опыт и сказать, что вот я один не справился. Один ребёнок беспомощный. В этой ситуации одному не выйти, нужна помощь, нужен взгляд взрослых».
Как минимум, каждый пятый подросток в Казахстане знает, что это буллинг, и подвергался травле хотя бы раз.