Однако есть в гражданском обществе некоторые группы и категории людей, для которых этот принцип предполагает изъятия — по причинам, которые ясны любому здравомыслящему человеку.
Это прежде всего касается детей, которые также, как и взрослые, совершают преступления, однако, в силу своего возраста не могут подвергаться равноценным наказаниям.
Подобное обстоятельство нашло отражение в законах и всей системе юстиции практически всех цивилизованных стран. Только тоталитарные, диктаторские режимы способны возлагать на детей полную уголовную ответственность за, скажем, собранные колоски на колхозном поле, как это было в СССР, при сталинском режиме.
Современная ювенальная юстиция далека от таких крайностей. Она выработала определенные механизмы, позволяющие смягчать общеуголовные нормы в отношении несовершеннолетних, способствовать возвращению детей и подростков в нормальное общество.
А то, что проблема преступности несовершеннолетних остается в Казахстане весьма острой, не подлежит сомнению. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ежегодно выявляются около семи тысяч несовершеннолетних, совершивших преступления, из них почти половина привлекается к уголовной ответственности.
Кроме того, отмечается рост количества выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними за последние годы: с 6614 преступлений в 2003 году до 7948 преступлений в 2004 году и 4389 преступлений только за 6 месяцев 2005 года.
Статистика этого года не менее удручающая — с начала его несовершеннолетние совершили около 5 000 правонарушений…
За последние восемь лет по республике в Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних помещены за безнадзорность и беспризорность более 70 тысяч несовершеннолетних, из них 10796 оформлены в детские дома и школы-интернаты.
Производство в суде в отношении несовершеннолетних, согласно казахстанскому законодательству, осуществляется в рамках общей процессуальной формы с отдельными процедурными отступлениями, обеспечивающими права указанной группы субъектов. Например, статья 492 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан требует обязательного участия в производстве по делу родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего подсудимого. Они имеют право участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения суда.
Кроме того, есть и другие правовые механизмы защиты детей в уголовном процессе.
Существует глава 2 Уголовного Кодекса Республики Казахстан — «Преступления против семьи и несовершеннолетних», а также большое количество составов, предусмотренных другими главами и статьями данного кодекса, в качестве квалифицирующего признака, предусматривающего совершение преступления в отношении несовершеннолетнего;
признание привилегированного положения несовершеннолетнего, обусловленного не достижением им биологического возраста, с которым юридически связывается психофизиологическая и социальная зрелость;
— установление минимального возраста, с которого возможна уголовная ответственность;
— не применение смертной казни и пожизненного лишения свободы в отношении несовершеннолетних;
— включение несовершеннолетия в число смягчающих вину обстоятельств;
— наличие самостоятельного раздела, посвященного уголовной ответственности несовершеннолетнего, устанавливающего:
— возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия в качестве альтернативы уголовному наказанию;
— ограничение перечня наказаний;
— льготный режим исчисления сроков давности и сроков погашения судимости; сокращенные сроки наказаний.
Законодательством Республики Казахстан регламентировано право на свободу и личную неприкосновенность граждан, несовершеннолетних в особенности.
В соответствии с принципами и нормами международного права и международных договоров национальное законодательство в этой части расширено и усовершенствовано.
Действующие в системе Министерства внутренних дел Республики Казахстан Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних являются структурными подразделениями органов внутренних дел, деятельность которых определяется в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности».
Основными задачами Центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних являются: предупреждение правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, выявление, устранение причин и условий, им способствующих; прием несовершеннолетних, их социальная адаптация и реабилитация; доставление несовершеннолетних в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания, принятие иных мер по устройству содержащихся детей и подростков.
В Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних в установленном порядке могут быть помещены несовершеннолетние: совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; обвиняемые в совершении преступлений в случаях, когда по условиям жизни и воспитания невозможно дальнейшее их проживание по прежнему месту жительства; направляемые в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания; безнадзорные и беспризорные для установления родителей или других законных представителей; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, а также отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органами опеки и попечительства от родителей.
Штатная численность сотрудников Центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних регламентируется приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 25 декабря 2004 года № 708, где предусмотрены должности психологов, на которых возложены обязанности социальной реабилитации и адаптации помещенных детей.
В целях обеспечения непрерывного процесса обучения несовершеннолетних закреплены преподаватели, которые проводят занятия с детьми в соответствии с программой общеобразовательных школ.
Однако деятельность подобных Центров уже давно подвергается ожесточенной критике, как правозащитных организаций, так и специалистов — психологов.
Их ведомственная принадлежность к МВД приводит к тому, что в Центры попадают самые разные несовершеннолетние — и те, кто совершил какое-либо преступление, и те, кто просто ушел из дома, заблудился, а порой просто убежал от пьяного семейного скандала.
— Мы уже много раз ставили вопрос о передаче центров от МВД к Минобразованию или создании специальных учреждений для детей, которые не совершили правонарушений, но по каким-то причинам не могут жить дома — говорит Роза Акылбекова, координатор рабочей группы НПО Казахстана «По защите прав детей». — Но дело так с места и не движется. И получается, что нормальный, хороший ребенок вынужден жить и общаться в этих Центрах с детьми запущенными в социальном отношении, с малолетними преступниками.
Конечно, такое соседство и его влияние на неокрепшую душу ребенка благотворным быть не может… Но государство пока никак не желает решать этот вопрос. Ведь тогда надо перестраивать всю структуру выявления, содержания и реабилитации детей, более углубленно работать с разными категориями несовершеннолетних.
Да и передача Центров к Минобразованию сопряжена с немалыми трудностями — у него нет соответствующей материальной базы и специально обученных кадров. Дефицит психологов, воспитателей, учителей в Центрах и специальных учебных заведениях — постоянное явление, и за один год эту проблему не решить. Однако, надо же когда-то взяться вплотную за эту проблему! Иначе подростковая преступность и безнадзорность будут всегда иметь немалую «подпитку».
Попавшиеся на правонарушении несовершеннолетние имеют ряд послаблений и в отношении своего содержания в исправительных учреждениях, в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, в изоляторах временного содержания создаются улучшенные материально-бытовые и иные условия содержания, предоставляются ежедневные прогулки не менее 2-х часов, свидания и встречи с родителями и родственниками.
Сегодня во всех воспитательных колониях установлены таксофонные аппараты (раньше этого не было). Осужденным предоставлена возможность осуществлять телефонные переговоры до 15 минут, без ограничения количества раз.
Ежегодно во всех воспитательных колониях проводятся профилактические осмотры несовершеннолетних осужденных с привлечением врачей узких специальностей: терапевтов, хирургов, психиатров, окулистов, дерматологов с обязательным флюорографическим обследованием органов грудной клетки не реже 1 раза в 6 месяцев.
Приказом Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан от 6 мая 2005 года № 69 утверждены Правила проведения ежегодной летней спартакиады среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Несовершеннолетние, не имеющие среднего общего образования, обучаются в 5 общеобразовательных школах, созданных при исправительных учреждениях.
Основными задачами таких школ являются: получение среднего образования, получение осужденными, не имеющими профессии (специальности) начального профессионального образования.
Дети за решеткой — проблема, которая существует во всех странах. Казахстан в этом отношении относится, судя по всему, к «середнячкам»: приняты неплохие, цивилизованные законы, защищающие права несовершеннолетних, создана достаточно продуманная система выявления правонарушителей, их адаптации и наказания.
Однако в системе существуют серьезные недостатки, работа с детьми зачастую ведется формально, казенно…
Сделать ее работу эффективной, вырвать детей из пут улицы и криминала — начинать эту работу надо уже сегодня.
Фото с сайта http://vn.ru