Детки, руки вверх! - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+23 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Детки, руки вверх!

Детки, руки вверх!

Каждое второе преступление в стране совершают нынче… школьники.

  • 14 Июля 2003
  • 1266
Фото - Caravan.kz

С нового учебного года в средние учебные заведения страны придут полицейские. Министерство образования, озабоченное криминальной статистикой несовершеннолетних, надеялось спасти ситуацию за счет введения в школах штатных психологов и социальных работников.
Однако решить проблему цивилизованно, гуманно и по-доброму не получилось. МВД РК, привыкшее к более жестким мерам работы, считает, что сусальными просьбами и мягкими мерами, нынешних ученичков, потенциальных преступников, не образумишь. Поэтому время пришло: трудными учениками должны заниматься те, кто может осилить эти трудности. Но под силу ли школа полицейским?
Школьные авторитеты (а таковые уже есть начиная с шестых и заканчивая одиннадцатыми классами) говорят, что полиция в школе — пустая затея. «Думаю, они придут не для того, чтобы запретить ученикам драться или пресечь курение в туалетах. Разборки на кулаках — это мелочевка. Пропуски уроков, давление на младших, счетчик в виде жвачек и денег — это все внутришкольные проблемы, и не такие уж они и серьезные, — говорит старшеклассник одной из алматинских школ, — а вот если менты придут пасти наркотик, следить за теми, кто его несет в школу, кто пускает бутылку водки по кругу, а потом догоняется в ближайшем комке, оставляя там большие деньги…ничего у них не выйдет. У меня нет стопроцентной уверенности, что полицейский очень скоро не будет заодно с теми же старшаками.
Деньги! Все покупается. И мента ребята быстро купят. Пообещают ему быть в доле и все. А если он не согласится, стойкий попадется и правильный… что тогда? Тогда ему будет очень плохо. Сначала его сильно попугают, потом потолкуют с ним по-хорошему, акценты расставят, дадут время все обдумать. Ну а потом разберутся. Завалить его не завалят (в смысле не убьют), но покалечить могут. Сам из школы уйдет. Если ментам дадут возможность орудовать дубинками в школе, а я сейчас не знаю, какие у них будут полномочия, им сразу плохо будет. Школьная братва — с понятиями. Она так все обставит, что мент, замахнувшийся на любого ученика дубинкой, виноватым будет по любому, и если сам не уйдет, его сверху уберут за плохую работу. Ребята могут это организовать и организуют».
Итак, взрослые думают, что полицейские в школе наведут порядок. А те, кто нарушает этот порядок, уверены, что такому порядку — грош цена. «И все равно мы настаиваем на том, чтобы в школы пришли полицейские, — говорит Алексей Калайчиди, начальник управления по делам несовершеннолетних МВД РК.
Сейчас каждое второе правонарушение совершается школьниками иногда прямо в учебное время. Наши инспектора работают с подростками в послеурочное время, но как видите, этого мало. Теперь трудные ребята будут под наблюдением постоянно и везде: в школе и дома».
Наивно?… Похоже, что так. Сначала Минобраз расписался в собственном бессилии, засунув в школы социальных педагогов в помощь завучем по учебной части, а те ничегошеньки не могут сделать с группировками, с малолетними сутенерами и такими же юными проститутками. И вот очередной росчерк МВД. Почему нет уверенности в успехе? Потому что в школы придут не упакованные полицейские, гроза района, вооруженные и «тертые» в разных серьезных делах. Со слов Калайчиди в школы придут все те же беззубые, немощные, малокровные инспектора по делам несовершеннолетних, у которых в руках не то что пистолета, даже дубинки не будет. Их вооружение составят все те же спасительные беседы, горячие призывы, тактичное давление на совесть и прочая ерунда, которая на слетевших с катушек ребят, абсолютно не действует. Более того, кроме ребят, которые если захотят, такую стену соорудят вокруг полицейского, что его в школе не больно-то зажалуют сами директора! Почему?
Потому что человек в погонах сам ничего толком сделать не сможет, а отчитаться перед руководством будет обязан. Каждый его донос на школу (именно так понимают работу полицейского директора и учителя школы) будет плохо заканчиваться для коллектива. «Мы снова будем битыми», — говорит директор школы (по известными причинам не называющий себя).
А это значит, что помощи от администрации школы в работе полицейских можно не ждать и рассчитывать им придется только на себя…
То, что школа с трудными ребятами оказалась в западне, признают все. Однако принять помощь полицейских стыдно и небезопасно для самой школы. Поэтому вряд ли в ближайшее время что-то изменится. Учителя будут продолжаться бороться с хулиганами своими силами: в рамках всеобуча будут колесить в рейдах по городу, отлавливать праздношатающихся ребят и водворять их обратно в стены школы. Подобное занятие не имеет никакого эффекта, кроме галочки. Взрослые утешают себя мыслью о профилактике, мол, вернули ребенка в школу, он не успел ничего плохо натворить. Здесь и сейчас — да. А вчера и завтра? Завтра… Все больше и больше ребят уходят в криминал: воруют, грабят, играют в азартные игры и проигрывают деньги, вещи, мамино золото, приторговывают наркотиками. Как остановить это вал нарушений? Какими силами?
Первого сентября школьные инспектора приступят к исполнению обязанностей в Алмате и Астане, в Павлодарской, Кустанайской, Восточно — Казахстанской, Актюбинской областях. Ермек Дюсбаев, проработавший много лет инспектором по делам несовершеннолетних, уверен, что с любым трудным ребенком можно найти общий язык. Ему это удавалось много раз. Ребят буквально вытаскивал из уличного болота. Свою работу в стенах школы видит пока как наблюдателя. Он признает, что полицейские не могут буквально спасти школу от плохих детей, но кое-что все равно могут. «На первых порах придется приглядеться. Не всегда старшаки, которые «держат» школу, являются ее учениками. Многие действуют со стороны. Мы знаем факты, когда школа «ложилась» под бывших заключенных, взрослых людей, целые банды. А это не только сбор продуктов и денег с учеников, это опасное и вредное общение. Ребята быстро впитывают мифы о красивой жизни в тюрьме, перенимают слэнг, начинают пользоваться чужими «отмазками» (это такие шаблонные варианты всевозможных выкручиваний из скользких ситуаций). В итоге такие ребята легко выбирают криминал, сами того не желая.
Например, старшеклассники могут уверенно говорить о том, что если они будут идти по улице и курить один косяк с анашой на всех, то полицейские им ничего не сделают, потому как, они не нарушают никаких законов. О том, что это плохо заканчивается, молодежь не думает. Хотя обкуренные, те же ребята могут пойти на сомнительные подвиги — побить стекла в подъезде, угнать чужой велосипед… и если за косяк, раскуренный на всех, никого не наказывают, то за последствия, могут осудить, дать статью. Все начинается с мелочей, с мифов в безнаказанность, с ложного примера крутого парня, отсидевшего срок. Можно будет попробовать отсечь таких вожаков от учеников. То есть поработать не со школьниками (тут у нас небольшие возможности), а с людьми на стороне. Но мы отдаем себе отчет в том, что в школе придется иметь дело с настоящей детской мафией. И сказать до конца, что мы знаем, как с ней бороться, пока не можем».
Опыт введения полицейских в школах Казахстана показал, что внедриться в детские группировки, узнать тех, кто «крышует» классы, и вырвать проблемы антисоциального поведения учеников с корнем, пока не получается. В качестве экспериментальных площадок апробации опыта полицейских в школах, были выбраны три города: Астана, Павлодар и Тараз. Вот уже третий год инспектора курируют школы этих городов. В каждом учебном заведении минимум полторы тысячи учеников. А зарплата у человека в погонах — смешная, 8-10 тысяч тенге (причем, зарплата зависит не от актуальности проделываемой работы, а от наличия средств в местном бюджете. Поэтому кое-где бюджет может быть меньше и зарплата тоже). Кроме того, почти все, кто пришел в школы в рамках эксперимента, были женщины (были, потому что многие уже уволились). А это значит, что нововведение так и не стало «сильной рукой», которая могла бы дотянуться до каждого ученика в школе и, если надо, прижать хама на уроке, пропагандиста дурмана, фарцовщика сотовыми телефонами. А потому, единственное, что могут железно обещать новые кадры, нацеленные на школу, это приглядывать за ребятками, дабы в школах не стало хуже, чем есть. Или, если чиновники и впрямь хотят, чтобы из затеи вышел толк, надо привести в школы настоящих полицейских: с оружием и правом на обыск. Когда в конце этого учебного года в южной столице проходила акция «антинаркотик», Айгуль Шопшекбаева, начальник инспекции по делам несовершеннолетних Алматы говорила, что они могли бы привлечь к поиску наркотиков в школе собак, но сделать это не имели права. Это нарушало права детей…