Немного истории
Dr. Ram (Роман Главатских), один из участников «Soul Clinic», нынче сам пишет музыку для известных хип-хоп исполнителей России, Казахстана, Узбекистана. А в далеком 2000 году, будучи совсем юным, перебирал клавиши китайского синтезатора, пытаясь уловить и запомнить красивую мелодию, извлекал звуки из домашнего фортепиано, которое родители купили для его сестры.
— В музыкальную школу я отходил, не научившись даже азам нотной грамоты, ровно два месяца, — рассказывает Роман. — Сегодня музыканту необязательно знать ноты, чтобы записать придуманную мелодию, существует множество компьютерных программ, помогающих создавать и усовершенствовать собственный продукт. Главное обладать чувством ритма и музыкальным вкусом. Читкой (исполнением рэп-песен) я начал заниматься после встречи с другом Владимиром, нынешним участником группы «Soul Clinic». Волею судьбы он, приехав из Германии, поступил в девятый класс СШ№10, где учился я. Вова (Lord Wowa) был рэппером по духу, по крови, он и втянул меня в эту музыку основательно.
Маленьким мальчиком Володя Ян занимался в темиртауской старогородской музыкальной школе. Окончив три класса, в 1998 году парень вместе с родителями уехал за рубеж. Получать диплом о музыкальном образовании ему пришлось уже в Германии.
— И потом бабах! — воскликнул Lord Wowa, — мне понравилась хип-хоп культура, этому способствовало общество, в котором я жил, в Германии очень развита рэп-цивилизация. Большая благодарность моему немецкому другу Артуру, он научил меня надевать широкие штаны, футболки и бейсболки набок. В Казахстан я возвратился по семейным обстоятельствам, но как только удастся, обязательно вернусь в Германию, там у меня, как у рэппера, больше возможностей стать профессионалом.
Александр Приходько (L.E.G.X) — рэп-вокалист, с ребятами из «Soul Clinic» выступает на совместных концертах. В 2004 году он был участником темиртауской хип-хоп группы «13 легион», читал рэп, делал минусовки. Но даже когда легионеры записали альбом, Саша не переставал понимать: музыка — это всего лишь хобби.
— Позже я стал организатором рэп-фестивалей в Темиртау, — говорит L.E.G.X.- Концерты проходили на добровольных началах, устроители не получали ни копейки. Мы брали в аренду зал Дворца культуры, а средства, собранные с продажи билетов, оседали в ДК. В фестивалях принимали участие громкие хип-хоп ансамбли, такие как, например, «Цепная реакция». Организаторы мастерили плакаты, логотипы, сами клеили афишки — делали все, чтобы привлечь народ. Собирались толпы, но сами концерты не дотягивали до нужного уровня, на сцену в основном выходили дворовые ребята в обыкновенных спортивных костюмах, читали несуразицу, публика не вникала в слова, отсутствовал контакт между зрителем и артистом. Но последний рэп-фестиваль в 2006 году заставил содрогнуться Темиртау. Была развернута широкая рекламная кампания, тематически грамотно оформлена сцена, одежда участников была уже настоящей, рэпперской.
С 2006 по 2008 год Александр, говоря словами из его трэка, «поставил рэп на паузу». Сейчас его снова посетила муза, причем инициативная. Скоро L.E.G.X выпустит новый сольный альбом.
Дорогу хип-хопу!
Ребята считают, что нашей стране необходимо еще лет десять уверенного роста в направлении хип-хопа, чтобы популяризовать его, сделать рентабельным. А пока здесь не только не слушают рэп, но и негативно относятся к носителям этой культуры.
— Мы сталкивались с тем, что нам в спину кричали » Йоу!» или «Наденьте правильно кепку, согните козырек!», — говорит Роман. — Непонимание и откровенные издевательства горожан порой переходят все границы. Чтобы разъяснить людям законность существования уличной культуры я сравниваю рэп и классику. Классическая инструменталка и поп на одной стороне, хип-хоп, рэп, rnb — на другой; классический балет и брейкдэнс, rnb-танцы; пейзажи, натюрморты и уличные граффити; пиджак, рубашка, галстук, туфли и кроссовки, банданы под кепкой — как видите, наша культура не ограничивается только речитативом, она распространяется на все области искусства. Мы одеваемся и танцуем так не для того, чтобы выглядеть круто, это наш образ жизни, символизирующий неограниченность, волю, пространство, независимость. Очень редко мы перешагиваем эти рамки, например, на недавней свадьбе друга, когда мы надели фраки и бабочки, люди, которые знают нас давно, искренне смеялись.
— В Казахстане нет шоу-бизнеса, соответственно, нет роста рэп-культуры, — уверен арт-продюсер звукозаписывающего лэйбла «TRUELIFE Records» Владислав Бельский. — Наш народ отдает приоритет ночным посиделкам в ресторане за кружкой пива, а не культурным мероприятиям. В нашей стране развит той-бизнес, когда крупные корпорации платят себе за праздник, приглашая артистов. Это единственный шанс для них «вылезти», стать известными. Но и тут для рэпперов — тупик. Люди, имеющие деньги — в основном средних лет, с детства слушающие Шуфутинского, наврядли пригласят на свою корпоративную вечеринку хип-хоп представителей.
Поэтический дар каждый из моих собеседников обнаружил в себе уже после музыкального, сегодня они пишут на разные темы: любовь, проблемы социума. Рэпперы утверждают, что их пробы пера были далеко не идеальны.
— Мы храним первые трэки под семью замками, — говорит Роман, — много лет назад мы с легкостью рушили поэтические правила, но теперь точно знаем, что, к примеру, ни в коем случае нельзя рифмовать глаголы. Кроме того, в читке очень важна техника индивидуального исполнения (флоу), игра интонацией и эмоциями (подача), четкое и быстрое произнесение слов (техника).
Рэп — айтыс
Вообще хип-хоп культура родилась на улице. В те далекие времена афроамериканцы, находящиеся в рабстве, собирались у костра после тяжелой работы, чтобы в стихах под ритм бонго (барабанов) высказать свой протест обществу, в котором жили. Речитатив был одним из способов решать споры мирным путем: если два черных враждовали между собой, они вступали в поэтическую полемику, в соревнования острословия (батл), битву мыслей, и приходили к компромиссу. Сравнивая историю рэпа, можно сказать, что она схожа с историей казахского фольклора — издавна акыны на казахской земле устраивали словесные состязания, пели айтысы.
Ребята из «Soul Clinic» и МС L.E.G.X участвуют в таких батлах уже много лет. Самые популярные в Казахстане соревнования рэпперов — «Сникерс-урбания» и стрит-бол.
— Российская компания, выпускающая сникерсы, проводит в Алматы шикарные мероприятия для представителей хип-хоп культуры, — говорит Влад Бельский. — На фестивале уличного искусства у каждого есть возможность продемонстрировать музыкальный талант, покататься на кейтбордах, роликовых коньках, «побомбить» баллончиками кирпичные стены. Это своеобразное гуляние хип-хоп касты. Программа стрит-бола по сути схожа со сникерс-урбанией, только это казахстанский проект, его устраивают в городах Караганда и Астана.
«Soul Clinic» и СтаПо — завсегдатаи российских интернет-батлов. Виртуальные судьи задают тему и хронометраж трэка, свои работы присылают множество рэпперов со всего мира, идет постепенный «отсев» участников, выбирается сильнейший. «Soul Clinic» — финалисты российского мероприятия rap-war (рэп-войны), их продакшн можно услышать в эфире одной из российских радиостанций. Темиртауская группа также стала победителем в батле на Кубок чемпионов Карагандинской области.
Работа или хобби
Для Александра Приходько и Владимира Яна музыка — это всего лишь хобби. Саша связывает свою жизнь с компьютерами, ему нравится это дело, оно приносит молодому мужчине прибыль, Вова учится в университете.
— А я давно превратил рэп в свою работу, — говорит Dr. Ram, — продаю собственную продукцию молодым и уже известным исполнителям. Недавно принял участие в создании сборника со многими питерскими рэпперами, такими как Эльбрус, Акустик, СилА — эти имена известны в Питере и вообще в России. Люди, имеющие большой вес в хип-хоп культуре, написали слова на мою музыку, это круто. Сейчас я штудирую российские и европейские сайты, где можно будет выставлять свои работы для саморекламы, а в последствии — и на продажу. Начинающим казахстанским рэпперам я реализую свой продакшн по цене от 5 000 тенге, и порой слышу недовольные возгласы: «это дорого!», люди не знают, что на самом деле музыка оценивается гораздо выше — от 500 до 2,5 тысяч евро. На созданные мною ритмы записали трэки МС известной в Астане группы «Анампа» и щучинский «Спорный вопрос».
«Soul Clinic» записали четыре совместных проекта с победителем «Супер-стар KZ» Романом Кимом: «Во имя добра», «За горизонт», «Take This» и «Because I love you», их коллективная работа началась 1,5 года назад, с тех пор, как Роман побывал на рэп-фестивале и оценил работу группы. На один общий хитовый трэк, смесь вокала, хип-хопа, R’n’B и клубной музыки, планируется запись клипа в Алматы, как только ребята решат проблему с припевом, который по объективным причинам не понравился звукорежиссеру.
— Рома Ким с детства склонялся к рэпу, — говорит Влад Бельский, — мы слушали альтернативную музыку еще на кассетах. И, кстати, в его альбоме, выпущенном в 2005 году, есть песня с элементами хип-хопа, позже Рома переписал этот трэк вместе с Ромой Главатских из «Soul Clinic».
— У нас есть друзья и коллеги в Ташкенте — группа «Fuckeлы Hustla», — рассказывает Владимир Ян, — которые в скором времени будут представлять уже питерский рэп на батлах. С этими парнями мы тоже собираемся выпускать совместные трэки и сборники. Питерский МС Акустик уже записал проект с узбекскими «Fuckeлы Hustla» на музыку солиста «Soul Clinic», темиртаусца Ромы Главатских. В планах Ромы — продюссирование сольного альбома Натана, участника группы «Fuckeлы Hustla», а также участие в микстейпах (трэк на известную музыку) с санкт-петербургским рэппером Али. Ожидается и самая грандиозная работа — запись трэка с известнейшим российским хип-хоп исполнителем Децлом (ныне — Letruk).
Свои собственные трэки ребята записывают на звукозаписывающей студии «TrueLife Records» Александра Приходько (L.E.G.X). В 2005 году были приобретены приличные микрофоны, микшеры, отличные компьютеры, звуковая карта, оборудование постоянно совершенствуется. Лэйбл «TrueLife Records» ориентирован на рэп и R’n’B-исполнителей. Марка «TrueLife Records» — это индивидуальный подход, превосходное качество записи, здесь делают под ключ альбомы и трэки такие известные приверженцы альтернативной музыки, как «13 легион», СтаПо, L.E.G.X, «Soul Clinic», DX, Абатт, Роман Ким и другие. Скоро и сам Саша выпустит в собственной студии очередной сольный альбом.
Шоу — секрет профессионалов
Энтузиастки, победительницы темиртауского проекта «Танцы без правил», группа «A.M.Cash» теперь в компании рэпперов. Аня, Маша и Катя — на бэклайне у «Soul Clinic».
— Хочется сделать из концерта шоу, — говорит Владимир Ян, — а не так, как делают все: закрыли кепкой микрофон, глаза в пол, прочитали и удалились из зала. Мы приближаемся к феерии: пишем песни, девчата ставят танцы, получается довольно интересно. Мы пытаемся заинтересовать публику, налить и поджечь масло между нами и ними, ведь в Темиртау, где не развита хип-хоп культура, мы еще не вышли на тот уровень, когда зрители с первых слов подпевают, покачивая головой в такт речитативу. Простой пример — известный трэк «Мы говорим «хип», вы говорите — «хоп»!», это как раз работа над «раскачкой» зрителей.
— Когда приезжает Алла Пугачева, зал включается с начальных аккордов, — говорит арт-продюсер звукозаписывающего лэйбла «TrueLife Records» Влад Бельский, — потому что поп-певица заработала имидж, она раскручена, ее песни знают жители всего постсоветского пространства. А когда приезжают малознакомые ребята, лица у зрителей в предвкушении ужасного времяпрепровождения становятся такими, будто их заставляют кушать лимон без сахара. Вы посмотрите, как люди ведут себя на концертах: спят, читают, звонят, беседуют. Поэтому песни-«зажигалки» так необходимы, они помогают людям расслабиться и получить удовольствие от мероприятия. Делать из концерта шоу — вот наша фишка!