Неоднозначная тема. Очень болезненная и вечная.
Сколько получают наши госслужащие сферы образования, на данный момент? Нельзя сказать, что гроши. Потому что подход довольно гибкий: идет приплата за классное руководство, дополнительные часы и проч. И все это при относительно неплохой базовой ставке.
Однако те пресловутые в сухом остатке 25-30 тысяч тенге — не повод и не стимул держаться за свою работу, особенно для молодых специалистов.
Возьмем тех же выпускников инязов, которые идут работать преподавателями, предположим, английского языка в какую-нибудь лингвистическую гимназию или колледж. Поработав год-полтора, они частенько понимают, что с их знаниями вполне возможно устроиться в представительство иностранной компании, где даже офис-менеджер получает около 300 долларов. Не говоря уж о том, чтобы заняться обширной переводческо-командировочно-документальной деятельностью, где ставки колеблются уже от 500 до 1000 долларов в месяц.
Как вы думаете, что выберет (еще раз подчеркиваю), молодой человек, уважающий и развивающий для себя язык, выбранный им когда-то в качестве основного метода для пропитания? Каждый день, как штык, появляться в школе и пытаться вложить то, что знает сам в головы немалого количества детей или..?
Разумеется, или. Потому что проще. Не надо совмещать основную работу с дополнительной — педагогической нагрузкой, когда ты должен не просто знать язык и пользоваться им сам, а показать результаты своего знания — через других, что усложняет задачу даже не в два раза. И это применимо к любой отрасли знаний (не только к языковой), где входов-выходов в принципе, если брать по-крупному, всего два — можно стать ученым, а можно — педагогом.
С другой стороны — быть терпеливыми, уравновешенными, то есть спокойными как удавы в гипотетической зимней спячке — могут далеко не все. Типовой генетический набор иногда не позволяет.
Понятно, что нельзя идти в школу, если ты психопат от рождения, но ведь бывает и так, что именно долгие годы на конвейерной, причем, довольно неблагодарной работе подрывают то самое психическое здоровье, которым должен отличаться от обычных смертных Его Величество Учитель.
А ведь сколько раз приходилось наблюдать глубоко депрессивные настроения, потухший взгляд, вялую мимику у людей, не позволяющих себе выплескивать отрицательную энергию на детей, которых им доверили родители и государство.
Она разрушает их изнутри. Потому что далеко не все могут любить чужих отпрысков (являющихся, кстати, отражением собственных родителей — взрослых людей, разных по мировоззренческим принципам, социальной ориентации, чертам характера, вплоть до обычной порядочности), пытаться заглядывать к ним в душу, входить в доверие, уметь ими управлять, чувствуя при этом еще и удовлетворение от работы.
Личный пример.
Мы обожали нашу учительницу по обществоведению. Лучше нее никто не рассказывал анекдоты, иногда от нее в начале урока пахло табаком, а порой, чего греха таить — и спиртным. Но мы прощали ей все — потому что она была Человеком. К ней можно было прийти домой в любой момент и взять какую угодно книгу, попутно выслушав безумно интересную лекцию по той теме, что оказалась недопонятой.
И в том, что на вступительных экзаменах в вузы все ученики из наших двух параллельных 10-х классов, кто ее любил, сдали этот предмет на «отлично» — нет ничего удивительного.
Но в том-то и дело, что было нас всего трое…