На юге Казахстана, в аграрной Кзыл-Ординской области, сразу же после начала войны система образования получила задание ориентировать школы на подготовку необходимых селу специалистов. Параллельно с общеобразовательной программой школьники, а с ними, кстати, и молодые учителя, начали усиленно изучать сельскохозяйственные профессии.
В архивах области сохранились документы тех времен. В одном из них говорится о курсе, взятом школами с 1 сентября 1941-го:
“Стоит задача усилить внимание к воспитанию патриотизма, к военно-физической подготовке учащихся, к активному их участию в производственной деятельности”.
С начала учебного года была введена агротехническая подготовка учащихся. Она велась масштабно. Так, например, в отчете Кзыл-Ординского ОблоОНО (областного отдела народного образования. – Прим. авт.) за III четверть 1941/42 учебного года говорится, что “…в 240 кружках 1 219 учителей и 5440 учеников старших классов изучали сельское хозяйство, готовясь к практическому участию в весенне-летних работах в колхозах. Овладели специальностями тракториста 567 человек, комбайнера – 66, шофера – 199, все остальные изучили различные сельскохозяйственные машины и правила ухода за посевами”.
Всё свободное от учебы и работы время учителя и учащиеся и в районах области, и в областном центре принимали участие в сельскохозяйственных работах. Так, только в самом южном Яны-Курганском районе региона в весеннем севе участвовали 855 школьников.
“Они очистили 13 400 килограммов зерна, 8 500 килограммов семян хлопка, собрали 86 тонн естественных удобрений (навоза. – Прим. авт.), очистили 36 гектаров посевной площади”.
Были и другие формы участия школьников в производственной деятельности. Так, учительский и ученический коллективы школы имени Шевченко г. Аральска за I четверть 1941/42 учебного года 6 раз организовали воскресники, сдали стране металлолом, заработанные 450 рублей сдали в фонд обороны. При этой же школе работал кружок рукоделия, где 68 учениц вязали теплые вещи для бойцов Советской Армии.
Во всех школах Кзыл-Ординской области было увеличено и количество часов на изучение военного дела и общефизическую подготовку. На уроках и кружковых занятиях старшеклассники изучали такие темы, как учет инерции при бомбометании, траектория полета пули и снаряда, значение использования в военной технике явлений трения, давления, теплового расширения, оптических инструментов, средств связи. В школах, например, Терень-Узякского района региона было подготовлено 212 пулеметчиков и 247 гранатометчиков.
К слову, не только в 41-м, но и во все последующие военные годы старшие школьники области занимались сбором металлолома, уходом за молодняком скота, сбором колосков на полях. Дети собрали в войну в степи тонны лекарственных растений и плодов дикорастущей джиды (серебристого лоха. – Прим. авт.).
Казахстан на тот момент принимал огромное количество эвакуированного мирного населения из осаждаемых фашистами городов, крупных промышленных предприятий, организаций культуры и высших учебных заведений.
Проведенная СССР в 1941–1942 годах массовая эвакуация населения и заводов, предприятий была беспрецедентной в истории стран и народов. Уже 24 июня 1941 года было принято постановление “Для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей” и создан Совет по эвакуации, который занялся разработкой порядка и очередности перевозок, начал разворачивать сеть эвакопунктов для обеспечения людей питанием и медицинским обслуживанием. Острая нехватка пассажирских вагонов вынудила осуществлять эвакуацию в специально оборудованных товарных вагонах и даже на платформах.
В первую очередь шла эвакуация промышленных ценностей, станков и машин, сырья и продовольствия, черных и цветных металлов, топлива, государственных ценностей. По данным эвакуационного отдела при СНК Казахской ССР, только с августа 1941 г. по январь 1942 г. в республику прибыли 386 492 человека. Начиная с июля 1941 года в Казахстан перебазировалось более 300 заводов и крупных промышленных предприятий: тяжелого и среднего машиностроения, текстильные, хлопкопрядильные, обувные фабрики. Часть их разместили в Кзыл-Ординской области. В ноябре 1941 г. на поезде из Лосиноостровска на станцию Саксаульск было перевезено 130 станков и группа рабочих завода им. Ф. Дзержинского, под это предприятие освободили здание местного паровозного депо.
На станцию Жосалы Кармакшинского района 21 ноября 1941 г. привезли сразу несколько промышленных предприятий, в их числе – Харьковский эмалевый, механико-штамповочный заводы, фабрика регенерации электрических ламп.
В Кзыл-Орду в это время доставили 110 швейных станков артели им. Челюскина из г. Константиновки.
На базе городского промышленного комбината Кзыл-Орды разместили московскую фабрику цветных металлов, на базе механического завода станции Жосалы – завод № 7 Центрального совета Осоавиахима СССР. Расположили в Жосалы и перевезенные из Харькова и Москвы заводы механический и “Эмальштамп”, и эти заводы вскоре начали работать в тылу.
Кызылорда