Десять лет, равные столетию - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Десять лет, равные столетию

Десять лет, равные столетию

Выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на торжественном собрании, посвящённом 10-летию независимости Республики Казахстан

  • 16 Декабря 2001
  • 2334
Фото - Caravan.kz

Дорогие казахстанцы!
Дорогие друзья!
Уважаемые гости!
Сегодняшний день занимает особое место в истории страны, судьбе народа. Сегодня – самый великий, священный государственный праздник.
Десять лет назад появилась Независимая Республика Казахстан. Действительно, это была наша мечта, это было наше стремление.
Все эти годы мы помнили, что эту дорогу начали прокладывать наши великие предки более полутора тысяч лет назад, создавшие тюркские каганаты, а позже Кыпчакскую конфедерацию и Казахское ханство.
Сегодня, по моему мнению, каждый образованный человек не может не задать себе вопрос не о том, что дала мне независимость, но о том, что дала независимость нам, моей стране, чего мы достигли за это время.
Хочу искренне признаться с этой трибуны: такие же вопросы преследуют меня каждый день, они – дорогой собеседник каждого дня и ночи, они — критик, который беспристрастно оценивает каждый мой шаг, каждую мою мысль.
В древних надписях Культегинской стелы есть такие слова: “Сделал страну единой, врагов миролюбивыми”. Мне кажется, что эти слова, выгравированные более десяти тысяч лет назад, имеют прямую связь с теми событиями, которые мы переживаем сегодня.
Таким образом, в первую очередь, мы должны открыто задать себе весомые вопросы о том, смогли ли мы за годы независимости подняться на такую же высоту? Смогли ли мы достичь всесторонней свободы? Смогли ли мы окончательно избавиться от чувства зависимости, от ставшего привычным наследия тоталитаризма, инертности и равнодушия, которые несколько веков насаждались в умы многих поколений?
Ясно одно: за эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям.
Мы достигли высоты, где можно, расправив плечи, свободно дышать.
Без сомнения, мы смогли избавиться от устаревших стереотипов поведения, неправильных понятий, окутывавших плотной завесой наше сознание.
Человек всегда живёт вчерашним, настоящим и будущим. Настоящее быстро проходит, превращаясь во вчерашнее, прошлое. Значит, мы всю жизнь живём, только стремясь в будущее.
Дорогие казахстанцы!
Дорогие соратники и уважаемые гости!
Сегодня вся наша страна, соотечественники и друзья за рубежом празднуют десятилетие Независимости Казахстана.
Для меня этот день – самый главный в жизни, а это выступление — самое ответственное с того момента, когда я объявил казахстанскому народу о том, что наша страна стала независимой.
И, как избранный народом Глава государства, первый Президент Казахстана, я должен ответить на, казалось бы, простые, но на самом деле очень сложные вопросы.
Что такое независимость, что она нам дала?
Какими мы стали?
Что нам нужно сохранить и от чего следует избавиться?
Наконец, что нас ждет впереди?
Вопросы эти сложны потому, что ответы на них должны быть обращены как к каждому из нас, так и ко всем вместе – народу, объединённому общей судьбой, гражданам Казахстана. Страны, которую строим своими руками. Страны, с которой связано наше будущее.
Сегодня мы, наконец, осознали разницу между страной, которая называлась СССР, и системой, которая ей управляла.
И с высоты прошедших лет мы понимаем различие между распадом страны и ликвидацией этой системы.
Но, отрицая тоталитарное, закрытое общество, мы стали гораздо глубже осознавать и опасности, которые несут экстремизм, рыночный радикализм, другие угрозы стабильности нашего общества.
Мы живем в многонациональном государстве. В нем – труд многих поколений казахстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны.
Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали её суть.
Поэтому сегодня – наша общая радость, наша общая победа!
Поздравляю вас, мои дорогие сограждане, с этим светлым праздником!
* * *
Дорогие казахстанцы!
Десять лет назад мы получили осколок агонизирующей экономики, но даже его надо было осваивать и изучать, поскольку республика раньше большей частью своего потенциала не управляла.
Мы получили железные, автомобильные дороги, энергосистемы, трубопроводы, которые по своим параметрам не отвечали интересам нового Казахстана.
Мы получили массу предприятий и оборудования, которые даже близко не соответствовали мировым стандартам.
Мы получили экстенсивное сельское хозяйство с огромным количеством неблагополучных аулов и сел.
У нового государства не было Конституции, своих атрибутов и символов.
Все законодательство было настроенным на другую идеологию, другую страну и другие цели.
Но самый острый в те годы дефицит — люди, знающие, что делать в новых условиях. Все понимали, что по-старому жить нельзя, но плохо представляли, чего хотим, что и как делать.
Все приходилось начинать практически с нуля, но надо было выбрать главное направление. И в первую очередь — достичь реального суверенитета, добиться признания нашей страны внешним миром.
Казахстан первым на планете добровольно отказался от ядерного оружия. Это, без преувеличения, является беспрецедентным вкладом в формирование системы глобальной безопасности, в дело мира на Земле.
Одновременно, это и решающий вклад в обеспечение нашей безопасности.
При этом мы добились, что все официально признанные ядерные державы мира предоставили Казахстану совместные и всеобъемлющие гарантии безопасности.
За эти годы Казахстан полностью урегулировал вопросы границы с КНР, Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. Это факт огромной исторической важности. Завершено то, что тянулось столетиями и о чём могли только мечтать наши великие предки. В ближайшее время будут решены все пограничные вопросы с Россией.
Меры, принятые в рамках “Шанхайской пятёрки”, заложили основы политики доверия, партнёрства и стабильности на огромном географическом пространстве.
Это – также факты огромной исторической важности. Потому что страна может эффективно развиваться лишь при условии полной уверенности в своей безопасности.
7 мая 1992 года моим Указом были созданы Вооружённые Силы Республики Казахстан. Здесь мы начинали тоже практически “с чистого листа”: оставшиеся 40 – 45 процентов от штатного расписания офицеров; отсутствие единой системы управления войсками; забитые устаревшей техникой склады; нелетающие ввиду отсутствия опытных лётчиков и топлива самолёты; дезорганизованная система противовоздушной обороны.
За 1992-й – 1998-й годы мы перестроили Вооружённые Силы, а с 1999 года начали их кардинальную реформу.
Все эти годы я практически ежедневно занимался вопросами военного строительства, и должен сказать, что наши офицеры и генералы с честью выдержали выпавшие на их долю трудности и испытания переходного периода, обеспечивают обороноспособность страны.
* * *
В первые годы независимости, — годы бескрайней свободы, которой далеко не все умели пользоваться разумно, — исключительно важно было не допустить межгосударственных конфликтов, взлета националистических настроений, нападок одних групп общества на другие. При этом надо было научиться принимать самостоятельные решения внутри страны в условиях независимости.
Переходя к основам демократии, мы порой видели в ней идол, которому надо поклоняться, а не инструмент, которым надо научиться пользоваться.
Было стремление слепо копировать опыт зарубежных стран без учета наших особенностей. Всё это вело к сбоям, которые ощущало всё общество. Но мы всегда чётко различали опасность, осознавали свою ответственность, и это позволило нам выстоять.
И мы создали независимое государство. В таком виде и на такой территории – впервые в нашей истории. Это — непреложный факт нашего времени!
Мы конституционно запретили цензуру, провозгласили свободу слова. Мы сформировали открытое плюралистическое общество. Никто из побывавших в нашей стране тысяч журналистов зарубежных стран не встретил никаких препятствий в своей профессиональной деятельности. Им со стороны были хорошо видны наши “плюсы” и “минусы”. Но не раз, делясь со мною своими впечатлениями о нашей стране, журналисты самых известных мировых средств массовой информации отмечали открытость наших людей, какая редко встречается во многих странах мира, в том числе самых развитых.
Одновременно нам приходилось принципиально менять сами основы экономических отношений.
Экономика, не получая правильных решений, впадала в глубокий кризис. Бушевала инфляция. Торговлю парализовала несовершенная банковская система, платежные поручения не исполнялись месяцами.
Нисколько не драматизируя ситуацию, скажу вам сегодня прямо, что в начале 1990-х годов мы стояли у края пропасти. За 1990-й – 1994-й годы в Казахстане объём производства промышленной продукции сократился наполовину. В сельском хозяйстве спад составил почти треть, транспортные перевозки вообще упали на две трети. Остановились промышленные гиганты, свирепствовала безработица, началась массовая экономическая миграция. Государство не справлялось с управлением собственными предприятиями, — они продолжали работать на склад, а не на продажу продукции.
Из-за безграмотности тогдашних “красных директоров” реальный сектор обрастал долгами.
Деньги от продажи оборотных средств и продукции оседали за рубежом или прикарманивались. Поэтому сегодня этих директоров мы нигде не видим.
На всех участках катастрофически не хватало средств. Невыплаты пенсий, пособий и зарплат стали приобретать хронический характер. Повсеместно распространились натуроплата и бартер.
В стране, как во времена войны и разрухи, появилась реальная угроза голода и холода. Жизнь диктовала необходимость решительных, системных, крайне энергичных, быстрых изменений в экономике.
Без сильной вертикали исполнительной власти сделать это было бы невозможно. Требовались новые люди, новая экономическая стратегия. Нужно было убрать все барьеры на пути её реализации.
Мы приняли Конституцию, в которой утвердили новые принципы построения власти, защитили основные права граждан. И наши главные успехи достигнуты благодаря Конституции, принятой всенародно в 1995 году.
Пользуясь полномочиями Президента, в межконституционный период я выпустил в 1995 году более ста сорока указов, имеющих силу Закона, что позволило осуществить решительные, принципиальные и быстрые изменения, предопределившие ту скорость реформ, которой мы гордимся и сегодня.
Страна получила рыночные, соответствующие мировым стандартам законы, заставившие повернуть экономику в совершенно иное русло.
Кардинально изменились наши банки. Были выстроены принципиально новые бюджетная и налоговая системы, либерализованы цены и торговля. В 1993 году мы ввели собственную национальную валюту, что позволило проводить самостоятельную макроэкономическую политику.
За короткое время с 1992-го по 2000-й годы были разработаны и утверждены Указами Президента четыре программы реформ в экономике и глубокой её приватизации.
Последовательное осуществление намеченных программ привело экономику к глубоким структурным изменениям. Все эти годы активно внедрялись и поддерживались частная собственность, предпринимательство, малый бизнес.
Колхозно-совхозная система, отторгавшая рыночные преобразования, окончательно отошла в прошлое.
Тысячи средних и крупных предприятий были проданы или переданы в управление в частные руки, сменился менеджмент.
В органы власти смело вводились молодые и образованные, свободные от догм старой системы, мыслящие по-новому люди. Экономика страны начала развиваться, постепенно стала улучшаться и жизнь наших граждан.
Произошла решительная и беспощадная очистка экономики и нашей жизни от рецидивов тоталитарной системы.
Но главная революция в то время произошла именно в сознании казахстанцев, — мы все окончательно убедились, что отныне сами отвечаем за свои судьбы, семьи, за своё благосостояние.
Экономика и государство стали приходить в порядок. Как от тяжелого сна, люди отходили от прошлого, пробуждались к новой жизни.
* * *
И, тем не менее, времени на передышку не было. Необходимо было наверстывать упущенное. Страна нуждалась в стратегически важных и долгосрочных решениях.
И мы сами, и внешний мир должны были понять, куда устремлен Казахстан, к каким целям и в каком направлении он собирается двигаться. Нужен был своего рода “сигнал”, точный и твердый, — всем, особенно нашей молодежи, которая вступала в сознательную жизнь и не имела ориентиров.
С 1997 года мы стали действовать в соответствии с долгосрочной Стратегией развития до 2030 года, в которой ответили на все эти вопросы.
Это документ концептуального стратегического и тактического характера, где чётко обозначены наши приоритеты, пути и методы их достижения.
Мировые и внутренние проблемы, конечно, будут вносить в жизнь свои коррективы. Но основной рецепт ясен: рост экономики невозможен без становления разумно регулируемого открытого рынка, благоприятного климата для внешних и внутренних инвестиций.
Мы объявили о своем миролюбии, отсутствии к кому-либо каких бы то ни было претензий всей планете. Но мы сказали и о своей готовности при наступлении внешних угроз отстоять наш общий дом, нашу землю.
Мы подтвердили, что самым дорогим для нас является мир и согласие, спокойствие в нашей стране, объединение всех и каждого во имя общих целей.
Мы провозгласили свои экономические и социальные приоритеты – они просты и понятны казахстанцам и всему миру.
Наконец, мы определили социальную направленность будущего государства и пути его совершенствования в интересах народа.
* * *
Намеченная стратегия все эти годы уверенно воплощается в жизнь.
В предельно сжатые сроки мы подняли новую столицу – Астану. Она стала крупным региональным центром притяжения, остро необходимым стране;
центром “обкатки” современных технологий и инфраструктуры;
локомотивом роста экономики;
мощным импульсом развития отечественной стройиндустрии в условиях сильной конкуренции со стороны иностранных компаний; оживления в сфере развития автодорог и в целом транспортной отрасли.
Развитие столицы стало сильнейшим стимулом усиления межобластных связей и открытия новых рынков. Полностью обновился государственный аппарат. Новый дух энергии и созидания обогатил огромный, стратегически важный регион нашей огромной страны.
Здесь созданы исключительные условия для развития искусства, науки, образования. Произошло животворное взаимопроникновение культур и духа разных народов нашей страны.
В столице формируется современная городская архитектурно-бытовая культура. Она становится примером для всех регионов страны. Они по образцу Астаны приступили к долгожданной реконструкции городов.
Мы это с вами сделали! Несмотря на многочисленных скептиков. Несмотря на мировой финансовый кризис. Это лучшая иллюстрация наших способностей, возможностей, энергии, желания и нашего упорства.
Весь мир, а главное – себя самих мы убедили в том, что в любых условиях мы готовы к переменам и способны их осуществлять.
* * *
Начиная с 1998 года, мы приступили к долгосрочным реформам в пенсионной системе, государственной службе, правосудии, образовании, здравоохранении. Серьёзные изменения произошли и на селе.
Стратегия заработала во всех направлениях. Но судьба приготовила нам новые испытания — удар мирового финансового кризиса 1997-98 годов.
Страна в очередной раз столкнулась с угрозой остановки заводов, массовой безработицы, острейшего бюджетного кризиса, невыплаты пенсий и заработных плат.
Нам пришлось отложить многое из намеченного, мы потеряли темп, снова снизился жизненный уровень. Но в экономике не было допущено обвала, она доказала свою прочность.
Уроки кризиса подтолкнули нас к дальнейшим быстрым реформам, потребовав изменить подход к бюджетным расходам, к режиму экономии.
Но главное – мы осознали цену денег и стратегическую важность резервов, а они у страны были накоплены.
Кризисы приходят и уходят. Несмотря на все беды, они в конечном итоге способствуют оздоровлению экономики на застоявшихся участках, а главное – мобилизации воли, собранности и организованности людей.
В последние три года появилась устойчивость экономики, ожили и заработали наши заводы, пришло в себя село, начали хорошеть города и районные центры, страна вошла в фазу экономического роста.
Почему я говорю об этом сегодня с уверенностью?
Как показывает мировой опыт (Япония, КНР), устойчивый рост экономики страны начинается при достижении нормы накопления не ниже пятнадцати процентов. Казахстан в этом году выходит на уровень почти двадцати пяти процентов накоплений к валовому национальному доходу. В 2001-м году объём выданных банками кредитов составил 460 миллиардов тенге (более трёх миллиардов долларов). Ставка рефинансирования Национального банка снизилась от трёхсот сорока процентов в августе 1994 года до девяти процентов в этом году.
Хочу отметить, что реальный рост ВВП за последние пять лет в Казахстане достиг уровня 26-ти процентов. К примеру, в Венгрии он составил 26,2%, в Польше – 24,4%. За этот же период инфляция составила в нашей стране 52,1%, а в Польше – 49%, в Венгрии – 70%.
Инфляция в этом году составит у нас менее семи процентов против трёх тысяч шестидесяти одного в 1992 году.
Эти два макроэкономических показателя в сравнении даже не с СНГ, а с восточноевропейскими странами, характеризуют Казахстан далеко не с худшей стороны.
Благодаря такому росту экономики страна начала ежегодно повышать размеры пенсий и заработной платы своим гражданам.
Огромную роль в нашей экономике сыграли прямые иностранные инвестиции. С 1993-го по 2000-й годы Казахстан привлёк их на сумму 14,7 миллиарда долларов США, что составляет почти треть от иностранных инвестиций в страны СНГ и около 80-ти процентов — в государства Центральной Азии.
И, если кто-то считает, что в Казахстан пришли инвестиции только из-за огромных природных ресурсов, то он сильно ошибается.
Частные инвесторы будут вкладывать деньги в страну, если видят высокую доходность и низкие риски. После близкого знакомства они задают простые вопросы. Как вывозить продукцию и прибыль?
Какие у вас тарифы, налоги, льготы, затраты? Гарантируете ли вы стабильность в стране и в законах?
Да, иностранный инвестор прагматичен, даже жесток, потому что он живёт за счёт прибыли, и вложит свои средства только туда, где её получит. Он должен поверить тому, с кем договаривается. И нам поверили.
* * *
В последние годы мы приступили к крупному строительству и модернизации многих производственных сфер. Укоренилось чувство личной ответственности за себя и свои семьи, люди почувствовали себя собственниками имущества и своей продукции, что очень важно, особенно на селе.
Развитие малого бизнеса, а сегодня действует 400 тысяч субъектов малого предпринимательства, где занято 1 миллион 600 тысяч человек, — ещё одно подтверждение правильности проводимых реформ.
Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте в стране выросла практически с мизера до восемнадцати процентов.
Впервые в нашей новейшей истории мы говорим о стабильной, нормальной и предсказуемой жизни не как о цели или перспективе, а как о свершившемся факте, времени оправдавшихся надежд.
Всё, чем мы сегодня гордимся, — свобода, открытость, либеральная политика и экономика, — достигнуто в стране, которая на протяжении столетий и десятилетий не знала демократии, где любое свободомыслие жестоко подавлялось, а о частной собственности даже не приходилось говорить.
Достигнуто в такое время, когда ещё во многих странах нарушаются элементарные права человека, миллиарды людей живут в голоде и нищете, необразованности, а демократия ещё даже не пустила первые ростки.
Достигнуто в такой международной обстановке, которая делает уже как будто “привычными” сообщения о новых убийствах, терактах, новых войнах, новых жертвах.
Всё это заставляет нас глубоко задуматься. У нас с вами в руках судьба одной из самых многонациональных и многоконфессиональных стран мира.
Мы должны сделать всё, чтобы осознание этого стало не помехой, а внутренним импульсом на пути нашего развития, тем более что сама судьба даёт нам шанс извлечь пользу из этого многообразия.
Ведь есть ещё немало сил, которые пытаются, и будут пытаться разрушить саму ткань нашего общества. Если мы прошли этот десятилетний путь становления в согласии, это далеко не означает, что весь мир и мы сами преодолели рецидивы тоталитаризма и реакции.
Происходящее сегодня на планете заставляет всех нас задуматься о том, насколько мы защищены, насколько обеспечена наша безопасность.
Вечной бедой всего мира остаётся расовое, религиозное, национальное и социальное размежевание людей. Здесь скрываются основные источники экстремизма и конфликтов.
Предубеждения, разобщённость наций, неуважение к человеку, замаскированное религиозными, политическими или социальными причинами, превращают в пытку жизнь миллионов людей в разных странах мира.
Мы обязаны всеми имеющимися возможностями государства, каждого гражданина нашей многонациональной Родины сохранить дружбу, доверие, согласие и стабильность в нашем общем доме – Республике Казахстан. И не позволить никому нарушить это наше золотое достояние.
* * *
Дорогие соотечественники!
Мы сильно изменились за эти годы. Пройденное время обострило в нас жажду справедливости, мы стали требовательными к себе и к другим, мы стали требовательны к власти и самой жизни.
Ведь десятилетний юбилей – не привал на нашем пути, а время осмысления пройденного и определения задач.
Нас начинают охватывать смешанные чувства гордости и разочарования, уверенности и тревоги, возбуждения и усталости.
Хотя наши успехи налицо, недостатков у нас ещё немало. Мы убеждаемся, что перед страной встают новые, но на самом деле хорошо забытые старые проблемы.
Мы видим, что надо окончательно преодолеть непрофессионализм, себялюбие чиновников, их безответственность и безразличие к нуждам людей.
Надо избавиться от взаимопереплетения власти и бизнеса.
Надо учиться культуре демократии и свободе слова, не злоупотреблять этими важными понятиями, беречь лицо нашей молодой демократии.
Надо учиться организовывать производство, поднимать производительность труда, внедрять новые технологии, повышать качество работы и продукции, стараться быть конкурентоспособными и выходить на внешние рынки.
В то же время мы должны осознать реальную обстановку гораздо глубже. Мировая экономическая мысль в последние годы всё больше приходит к выводу о том, что “чистого капитализма”, как и “чисто рыночной экономики” нет.
И мы должны глубоко осознать роль и место государства в новой эре, эпохе глобализации, научно-технической революции, перестройки миропорядка.
История вновь ставит нас перед трудным выбором. Но в то же время дает уникальный шанс не стремиться к тому, что многие уже готовятся изменять, а сразу оказаться в нужном “времени и месте” общественных отношений.
* * *
Дорогие соотечественники!
Я не могу не сказать о том, что впереди у нас ещё немало трудностей, новых испытаний и проблем – такова жизнь. Нас ждет нелёгкий процесс внутреннего очищения и крупных перемен.
Если мы не найдем правильных решений, а многим государствам и народам этого не удалось, мы останемся на обочине мирового развития.
Поэтому давайте действовать!
Для страны с переходной экономикой существует два сценария будущего.
Консервация сложившихся пропорций в экономике, её неуклонное превращение в дезинтегрированную и контролируемую извне сырьевую периферию мирового рынка.
Быстрое восстановление и развитие своего научно-технического потенциала на основе самых современных и эффективных технологий, рост производства и инвестиций.
Мы выбираем второй путь – формирования казахстанской модели экономики, которая будет обладать потенциалом долгосрочного динамичного роста, конкурентоспособностью и эффективностью, позволит решать задачи повышения уровня жизни наших граждан, сохраняя целостность и безопасность страны.
Правительство должно быть способно решать эти задачи. Законодательная база реформ создана, основную часть преобразований мы осуществили. Сегодня нужны люди для практических дел.
Мы добьемся того, чтобы в органах власти работали профессионально подготовленные, порядочные и справедливые люди, живущие интересами только народа и государства.
Будут осуществлены коренные изменения в кадровой политике, подготовке будущих управленцев. Мы выработаем новый Кодекс этики государственных служащих.
Казахстан пойдёт и дальше по пути демократизации. Никаких сомнений в этом не должно возникать. Строить либеральную экономику с одной стороны и закрытое общество – с другой, не удавалось, в общем-то, никому.
Проблема заключается в том, как понимаются процессы демократизации, а не в их сроках и формах.
Есть азбучные истины, которые каждый раз “успешно” забываются. У реальной демократии есть несколько фундаментальных основ — наличие развитого среднего класса, законодательной базы, реального гражданского общества, политической культуры населения, исторических традиций и соответствующего геополитического окружения.
Без учёта этого любые формальные процессы ведут не к демократии, а к охлократии, то есть, попросту говоря, к вседозволенности и анархии, и, как следствие – к столкновениям и распаду.
Так случилось в начале прошлого века с царизмом в России, так случилось с Советским Союзом в 1991 году. Давайте не будем забывать эти исторические уроки.
Все эти годы мы реально создавали основы демократического общества. Средний класс из абстракции стал реальностью. Законы страны полностью изменили механизм регулирования общественных отношений. Население и политические элиты многократно прошли сквозь горнила выборов. Многие стереотипы тоталитаризма разрушены. Создан надёжный пояс добрососедских отношений.
Кто это осуществил, вопрос, по-моему, не основной. Главное — в том, что мы сделали всё ради создания открытого и в экономическом, и в политическом отношении общества.
Но надо двигаться дальше.
Нам необходимо новое, отвечающее времени, содержание и устройство ветвей власти и их баланс.
Мы будем стремиться к разумной децентрализации экономики, созданию взвешенной системы местного самоуправления, но прежде законодательно определим четкое распределение государственных функций по всем уровням, пересмотрим межбюджетные отношения.
Как показывает уже накопленный опыт, не решив эти вопросы, мы рискуем здоровую идею выборов низвести до дорогостоящего для страны политического “шоу” в ущерб демократическим преобразованиям.
Судебная система должна избавиться от пороков прошлого и настоящего, служить делу защиты прав людей бескорыстно и честно, помнить, что именно на этих условиях судьи наняты на работу народом, а не наоборот.
Для излечения искривлённых участков нашей жизни, расчистки пространства для здоровых сил народа, мы прибегнем к мерам принуждения со стороны государства, если наша бизнес-элита, государственный аппарат, наконец, не поймут, что сейчас тем, кто находится во власти, надо защищать народные и государственные, а не групповые или личные интересы, не путать государственные и личные карманы.
Нам предстоит серьезно изменить всю государственную контрольно-инспекционную систему, включая финансовый контроль.
* * *
Пройдет немного времени, и Казахстан войдет в число ведущих нефтедобывающих государств планеты. Но надо помнить, что нефть и другие природные ресурсы – это не результаты нашего труда. Они нам ниспосланы Природой.
Эти ресурсы рано или поздно иссякнут. Возможно, будут найдены новые источники энергии. На нас лежит высокая ответственность перед потомками, будущим страны. Поэтому ресурсы будут не разбазариваться, а накапливаться, превращаться в передовые знания, новые заводы и технологии.
Каждый, кто способен работать, должен сам своим трудом добывать себе на хлеб, обеспечивать семью, копить на старость. Государство создаст для этого все законные условия и будет поддерживать тех, кто хочет трудиться и умеет это делать.
Мы проявим жёсткость и разум, чтобы максимально улучшить здоровье народа, снизить темпы распространения наркотиков и инфекционных заболеваний.
Но, решая эти важные и неотложные для нашей страны проблемы, мы не должны упускать из виду решение важных общих долгосрочных задач.
Пришло время серьёзного изменения структуры производства. Приоритетом должны пользоваться те отрасли, в которых мы традиционно имеем преимущество перед другими странами мира — нефтегазовый и горно-металлургический комплексы, сельское хозяйство.
Что нам надо делать:
1. Необходимо усилить внимание вопросам более глубокой переработки сырья, увеличения добавочной стоимости. Надо развивать нефтехимию, прокат, изделия из металлов, пищевую промышленность.
Требуется разработка отдельных программ обслуживания экспортных комплексов, модернизации заводов, которые будут обслуживать нефтегазовый и горно-металлургический комплексы страны.
2. Параллельно с этим надо развивать инфраструктуру и соответствующие отрасли – транспортную, коммуникационную, финансовый сектор, геологоразведку, производство труб, удобрений, стройматериалов, машин и оборудования.
3. Необходимо завершить реформу системы социальной защиты, непроизводственной сферы.
4. В ближайшие годы надо существенно продвинуть интеграцию с Россией и среднеазиатскими странами, как с нашими основными экономическими партнёрами. Нужно идти на гармонизацию политики и законодательства со всеми членами ЕврАзЭС.
Это четыре конкретные задачи, изложенные в десятилетнем стратегическом плане развития нашей страны, и за них должны отвечать конкретные члены Правительства и акимы.
В наших руках есть все необходимое для ускоренного экономического развития. Мы полностью самодостаточны в земельных, минеральных ресурсах, продовольствии и энергетике. Экономика обрела признаки устойчивости. Появились накопления для решения крупных задач.
Прогнозы показывают, что Казахстан может на 5-7 процентов ежегодно увеличивать ВВП, а промышленное производство — на 10 %. Но надо стремиться сделать больше.
Необходимо развивать экономику и социальную сферу применительно к нашим условиям. С одной стороны, недопустимо доминирование рыночного радикализма. С другой – во всех отраслях экономики должна быть ясность, где есть место приложения рыночных сил, где – только государства, а где – есть совместное поле деятельности.
В предстоящее десятилетие мы обязаны в основном победить бедность, добиться преобладания в стране среднего класса.
Нам предстоит ещё столкнуться с глубокими процессами внутренней миграции, урбанизации, решением задач перепроизводства сельскохозяйственной продукции, избыточности населения на селе.
Мы должны в этот период решить проблему чистой питьевой воды, взяться по-настоящему за посадку и охрану лесов, озеленение наших городов и сёл.
Мы продолжим в соответствии с нашими планами строить дороги и стратегическую инфраструктуру, но все это должно быть качественно новым. Как вы знаете, Парламент на эти цели выделил на следующий год в полтора раза больше средств, чем было в этом году.
Мы начнем дальнейшее коммерческое освоение ресурсов Каспийского шельфа и других районов, учитывая интересы страны.
Мы накопили опыт и знания, чтобы глубоко осознать и сформулировать собственные интересы и приоритеты во внешней политике.
Вы видите, какой огромный объём задач ставит перед собой государство. И мы их обязательно, вместе с нашим народом, осилим!
Но есть немало проблем, которые государство не решит без поддержки со стороны общества, со стороны каждого из вас.
Это наша свобода. Это моральные и эстетические ценности нашей молодёжи. Это отношение к старикам, тем, кто сегодня страдает, бедным и неимущим и многое другое.
Я обращаюсь к нашей интеллигенции, ко всем здоровым силам общества, на ком сегодня держится страна, благодаря кому она развивается: давайте сделаем всё возможное, чтобы самим не сбиться с пути прогресса и вывести на него всех наших соотечественников, которые пока не находят своё место в жизни.
Я обращаюсь к нашим крестьянам. Знаю, что село трудно, но начало подниматься с колен, что жить там стало легче, но ещё многое предстоит сделать. Надо учиться отстаивать свою свободу и достоинство. Вы – хозяева произведённой продукции, и цените эту выгоду! Научитесь торговать. Научите этому своих детей.
Надо работать по-новому, повышать качество, научиться торговать, стремиться к настоящему знанию, образованию.
Я обращаюсь к молодежи. Государство, ваши родители будут делать все, чтобы вы получили самое лучшее образование. Помните об ответственности перед страной и старшими поколениями: добросовестно осваивайте знания, учитесь работать. Не принимайте того плохого, что есть сегодня в нашем обществе, не смиряйтесь с ним и не приспосабливайтесь жить по ложным правилам.
Я обращаюсь к представителям старшего поколения. Берегите ценности и мудрость жизни, делитесь ими щедро с молодёжью. Мы всегда помним вас, и будем делать всё, чтобы с каждым годом ваша жизнь была более достойной и обеспеченной.
Дорогие мои казахстанцы!
Минувшее десятилетие лет, словно молния, пронизало нашу жизнь, каждую человеческую судьбу.
Воспоминания разворошили многое в наших душах. Время как бы раздвоилось. Таких трудных, но прекрасных десяти лет у нас никогда больше не будет.
Все эти непростые годы я так же, как и вы, огорчался и радовался. Всё, что вы пережили, прошло через моё сердце. Вы это знаете, вы это видели.
Приходилось порой идти наперекор вашей воле и желаниям. Но я это делал только в интересах страны. Логика переходного периода, ответственность не позволяли делать по-другому, проявлять расслабленность и благодушие.
Я благодарен всем вам, что все эти трудные годы вы понимали меня, принимали мои мысли и идеи.
Нашим детям и внукам достанется свой отрезок истории и свои воспоминания, свои оценки и нам, и нашему времени.
Но сегодня, в этот юбилейный день, я хочу сказать огромное спасибо всем вам, дорогие мои казахстанцы, за ваши долготерпение и труд, за ваши волю и ответственность, за ваши веру и надежду.
Спасибо за то, что вы сохранили и пронесли через эти тяжелые годы согласие и понимание, мудрость и уважение друг к другу, не допустили распрей и столкновений.
Прежде всего, я благодарю наших отцов и матерей, которые сберегли и обустроили нашу землю, и сегодня, принимая новую эру, передают знания жизни детям и внукам.
Без вашего ратного и трудового подвига, терпимости и мудрости — сегодня бы не было никакого праздника. Низкий вам поклон!
Мы должны также поклониться нашим учителям, врачам, учёным, инженерам за то, что в самые жестокие годы экономического кризиса они остались верны своему долгу, сохранили бесценное достояние – знания и веру в лучшие времена.
Я благодарю представителей национально-культурных объединений, которые сегодня, возрождая и укрепляя свои исконные ценности, поверили в казахстанскую государственность и вносят неоценимый вклад в строительство нашего общего дома.
Я хочу сказать спасибо лидерам религиозных объединений нашей страны, благодаря чести и мудрости которых казахстанцы не знают конфессиональной розни.
Я благодарю представителей политических партий, общественных объединений Казахстана, представителей средств массовой информации, которые, несмотря на все трудности, порой неоднозначные эпизоды становления нашей политической системы, несмотря на объективное различие политических интересов, никогда не подвергали опасности стабильность и согласие в обществе.
Я благодарен казахстанским предпринимателям, которые своим трудом и знаниями поднимали новую страну, учили других и создавали новые рабочие места.
Я хочу поблагодарить международные организации, все страны мирового сообщества, которые помогали, учили нас в эти первые трудные годы. Спасибо всем, кто искренне верил в Казахстан и поддерживал его все эти годы!
Благодарю моих родных и близких, которым было также нелегко, но они меня всегда понимали и поддерживали.
На себе испытал, как тяжело и непросто руководить таким гордым и мудрым народом. Но я благодарен истории и судьбе за то, что мне выпала такая честь и ответственность в самые непростые для страны годы.
Вспоминая сегодня первые годы казахстанской независимости, я иногда невольно удивляюсь тому, как много нам удалось сделать, какие трудности преодолеть. Мы действовали тогда, исходя из необходимости решения огромного комплекса задач, которые редко так переплетаются в одной стране в одно и то же время.
Но нам помогала вера в будущее, которая заставляла упорно и напряжённо работать. Я благодарю всех, кто был в числе моих соратников в строительстве нового Казахстана, кто в те непростые годы был рядом со мной и, не жалея себя, делал всё возможное и даже невозможное, чтобы найти выход из нарастающей кризисной ситуации.
Мы победили. Сделали то, во что почти никто не верил.
Наш рынок заполнен всевозможными товарами, и мы уже не вспоминаем о былом дефиците.
Казахстанские предприниматели достаточно прочно стоят на ногах и уже начинают осваивать зарубежные рынки.
Мы создали современную и крепкую финансово-банковскую систему, которая сегодня многими экспертами признана лучшей в Содружестве Независимых Государств. Мы провели структурные реформы практически во всех отраслях экономики и создали базу для её дальнейшего поступательного развития.
Процесс трансформации общества, конечно, ещё не закончен. Но главное сделано. Казахстан состоялся, уверенно развивается и крепнет. И все эти годы животворным родником, питающим наши силы и добрые помыслы на благо Родины, была наша Независимость.
* * *
Глубокоуважаемое собрание!
Дорогие соотечественники!
Перечисленное – это только важнейшие дела и мероприятия, осуществлённые за годы независимости. Впереди – гораздо более грандиозные и объёмные задачи. Чтобы справиться с ними, от всех нас требуется неиссякаемая энергия, самоотверженный труд, обширнейшие знания, высокий гуманизм, патриотизм сознания, а самое главное – единство в помыслах и поступках.
Оставшиеся за плечами десять лет доказали, что всем этим мы обладаем сполна.
Эти десять лет, прежде всего, позволили убедиться в правильности взятого нами курса.
Продемонстрировали твёрдость, решимость и всеготовность нашего народа отстаивать и укреплять свою независимость. Показали глубину нашей уверенности в светлом завтрашнем дне нашей страны. Теперь предстоит, не успокаиваясь на достигнутом, и дальше возвышать нашу отчизну.
Независимость предоставила нам колоссальные, прежде невиданные возможности. Наша задача – реализовать их сполна, и мы это сделаем!
Независимость открыла перед нами дорогу в светлое будущее. Не сворачивая с неё, мы будем двигаться вперёд.
Да здравствует Независимость!
Пусть процветает и сияет в веках наша любимая Родина – свободный Казахстан!
Желаю всем вам счастья и радости! Спасибо!