Уже сейчас ясно, что ситуация, связанная с социально-экономическим положением жителей республики, находится в не благополучном состоянии.
Нельзя забывать о том, что Центрально-азиатский регион в настоящее время является одним из регионов, где уже на протяжении нескольких лет отмечен постоянный рост численности населения, который превысил мировой. Если в начале XX в., когда здесь проживало около 6 млн. человек, на душу населения приходилось почти 0,6 га орошаемых земель, то сегодня, когда численность населения превысила 40 млн. человек, на душу приходится в среднем менее чем по 0,20 га, в Узбекистане — менее 0,17 га.
Ситуация особенно усугубляется «демографическим взрывом», начавшимся с середины ХХ века. Наиболее передовой в данной сфере является Республика Узбекистан. Сегодня темпы прироста населения в Узбекистане одни из самых высоких в мире (на 1 тыс. человек — 26,6 новорожденных в 1992 г.). Растущему государству катастрофически не хватает земельных и водных ресурсов, следствием чего служит обострение продовольственной проблемы — перед республикой постоянно маячит призрак голода. Плотность населения доходит до 140-160 человек на кв. км. При этом нужно учитывать то, что уровень бедности в странах Центральной Азии колеблется от 40% до 83%.
Казахстану по сравнению с Узбекистаном не грозит демографический взрыв. И конфликты, связанные с перенаселением могут обойти стороной Казахстан. Но стоит задуматься насколько спокойной выглядит современная ситуация в республике.
В Казахстане в настоящее время наблюдаются тревожные тенденции, связанные с демографией и трудовой занятостью населения. Так в период с 1990 по 1998 год средняя продолжительность жизни населения Казахстана снизилась с 68,3 до 64,4 лет. Уровень смертности в 1999 году был на 26% выше, чем в тревожном 1991 году.
Демографическая ситуация стала следствием непродуманной политики государства в социальной сфере. Так если в 1992 году затраты на социальную защиту в долевом расчете на ВВП составляли 11,2%, то в 1996 — только 6,6%. При этом нужно отметить, что несмотря на рост ВВП в 1999 году и уменьшение численности населения, расходы на население в социальной сфере по-прежнему оставались низкими.
Остается напряженной ситуация, связанная с ростом благосостояния граждан Казахстана. Так, в 2000 году продолжался рост доходов в номинальном выражении. Среднемесячная зарплата возросла до Т13761, среднедушевые денежные доходы — до Т3893. Но если оценивать соответствующие показатели в долларовом эквиваленте, что с учетом долларизации экономики, на наш взгляд, более объективно отражает реалии уровня жизни, то они выглядят следующим образом. Денежные доходы населения, которые составляли в 1996-1998 годах 35-39 долларов США в месяц, снизились в 1999 году до $28,5 в месяц, а в 2000 году- до уровня $27,4 по официальному обменному курсу в среднем за соответствующий период.
По-прежнему растет разрыв между доходами самых богатых и самых бедных граждан Республики. Существует оценка, согласно которой до переходного периода разница была четырехкратной, а к 1998 году увеличилась до 11 раз. Так, если в 1997 году показатель разрыва между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных составил 10,2, то в 2001 году — уже 11,3. Значения этих показателей не только показывают, как в последнее время дифференцировалось наше общество. Хотя повсеместно говорится о росте среднего класса в республике, все забывают, что в реальном измерении растет пропасть между двумя группами, которые в настоящее время составляют два полюса.
Можно долго говорить об экономическом росте страны и повышении уровня жизни горожан, но нельзя игнорировать статистику, на основании которой в 2001 году черта бедности в Казахстане составила 38% от минимального прожиточного уровня, а в 2002 году — 40%.
При всем вышесказанном нужно отметить, что бедное население можно разделить на следующие группы: во-первых, дети и молодежь (52%), во-вторых, пенсионеры (24%), в-третьих, безработные (13%), в-четвертых, работающие граждане (11%). Самую большую группу составляет молодежь, которая в ближайшем будущем будет политически активна или, наоборот пассивна к политике, но активна в других сферах жизнедеятельности.
Можно апеллировать, что бедные слои населения не могут быть политически активными по причине того, что бедными в основном становятся люди со средним образованием, низкой квалификацией и политически, социально неактивные. Но если найдется та группа, политическое движение или религиозная организация, готовая отчасти облегчить существование людей, то она сможет обеспечить себя сторонниками проводимой ею политики.
У бедных слоев населения есть несколько путей. Во-первых, если это молодежь, то она может выбрать несколько направлений для своей реализации: общественно-политические объединения, работа в государственных или коммерческих структурах. Остановимся подробнее на предложенных направлениях.
Если у молодежи и появится возможность проявить себя в политической деятельности, то она вряд ли использует ее по причине того, что в различных партиях председательствуют люди, в основном зажиточные, и постоянное сравнивание своего материального положения и их будет играть не в пользу выбора политического поприща.
Работа в государственных органах или коммерческих структурах в основном предоставляется только по знакомству или путем родственных связей. А так как к бедным слоям населения относится та часть молодежи, которая не имеет таких связей, то массовый наплыв в данные сектора можно полностью исключить.
В результате у нас остается два, наиболее приемлемых для молодежи направления — преступные группировки и религиозные объединения. И в том и в другом случае молодых людей ожидает существенная прибавка в материальном плане. А если вспомнить, что в стране отсутствует идеологическая программа на государственном уровне, то идеологически обработанные и подкрепленные в финансовом плане молодые люди становятся значительной силой, способной стать тем фактором в политической жизни страны, игнорирование которого будет чревато последствиями.
Сразу нужно оговориться, что в некоторых случаях связь между преступными группировками и религиозными объединениями бывает иногда настолько тесной, что трудно провести грань — религиозное ли это объединение или незаконное вооруженное формирование (например, Хизб-ут-Тахрир).
Если посмотреть данные переписи населения и сравнить их с ситуацией бедной молодежи, то вырисовывается не радужная картина. Уже через 8-10 лет казахстанское общество может быть разделено на бедных и богатых, на маргиналов и на проповедников.
При этом деятельность государства не имеет склонности к соблюдению интересов наиболее уязвимых слоев населения. Принятый Закон Республики Казахстан «О занятости населения» не только не приблизил представителей государственных структур к решению проблем безработных, но и породил формализм. В основном объектом законодательного регулирования стала регистрируемая безработица, а не решение занятости населения в целом. И такое отношение государства к гражданам вызывает ответную реакцию у населения.
В связи с этим создается благоприятная обстановка для развития деятельности всевозможных организаций, которые путем привлечения в свои ряды молодежи будут проводить свою политику, которая может быть далеко не прогосударственной.
Подобная мрачная картина не плод воображения, это положение, в котором находится казахстанское общество, и она может стать реальностью при соблюдении государством выбранного курса, основанного не на решении проблем населения в социально-экономическом плане, а на его игнорировании.