Дестабилизация и гуманитарный кризис: чем грозит конфликт Ирана и США всему миру - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дестабилизация и гуманитарный кризис: чем грозит конфликт Ирана и США всему миру

Дестабилизация и гуманитарный кризис: чем грозит конфликт Ирана и США всему миру

Чем чреват снова остро разгоревшийся конфликт США и Ирана, способен ли он привести человечество к третьей мировой войне и какие риски несет ситуация для Казахстана?

  • 10 Января 2020
  • 414
Фото - Caravan.kz

Дестабилизация региона

Отрежет ли Иран ногу Америке, на которой она стоит в Ближневосточном регионе, как заявил президент республики Хасан Роухани, после того, как по приказу президента США убили иранского генерала Сулеймани (по некоторым данным, в результате попадания ракеты от тела генерала осталась только рука)? И чем статус-кво чреват для Казахстана?

Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Жумабек САРАБЕКОВ считает, что на данном этапе ситуация становится более опасной.

– Нынешняя администрация США не приемлет укрепления Ирана на Ближнем Востоке в качестве регионального гегемона, в которого республика превратилась в последние годы. Особо следует отметить гражданскую войну в Сирии. Сирия частично стала военным плацдармом Ирана, а это уже угрожает Израилю – ключевому союзнику Америки на Ближнем Востоке.

Клубок интересов привел к тому, что администрация Трампа целенаправленно усиливает давление на Тегеран с момента прихода к власти. Мы видели это и по распаду СВПД – Совместного всеобъемлющего плана действий, – отмечает эксперт.

Ключевым риском для региона является масштабная дестабилизация на Ближнем Востоке.

– Регион и так нестабилен, и очередной конфликт будет иметь глобальные последствия. В первую очередь это грозит шоком на энергетических рынках, поскольку Иран в случае военных действий заблокирует Ормузский пролив. Через него осуществляется более одной трети мировых поставок нефти, основными получателями которых являются азиатские экономики, – говорит Сарабеков. – Стоимость черного золота уже растет, впервые с мая 2019 года цена за баррель нефти превысила 70 долларов. В краткосрочной перспективе это хорошая цена, но в конечном счете шок от масштабных военных действий приведет к негативным последствиям в мировой экономике и экономике Казахстана в том числе.

Второй риск, по мнению собеседника “КАРАВАНА”, связан с Каспием.

– Наш основной нефтедобывающий потенциал сконцентрирован на Каспийском море, и если часть его станет ареной боевых действий, это будет иметь неприятный характер для интересов Казахстана, – говорит эксперт.

В целом военный сценарий развития конфликта вызовет масштабный гуманитарный кризис, который затронет другие страны, продолжает собеседник.

– У Ирана в регионе много противников, стремящихся усмирить его с помощью американского оружия. Сейчас пытаются сделать ставку на невоенный сценарий, потому что война между США и Ираном не отвечает интересам других ключевых мировых держав – Китая, России, европейских стран. Их голоса, безусловно, будут учитываться. Но проблема в том, что крайне сильно возросли неопределенность и риск непреднамеренных ошибок со стороны и США, и Ирана, которые могут повлечь за собой войну. Однако речь не идет о Третьей мировой, – полагает Жумабек Сарабеков.

В зоне риска

Политолог Замир КАРАЖАНОВ в свою очередь подчеркивает: в случае военной эскалации конфликта между Ираном и США экономические потери для Казахстана будут несущественными, но ощутимыми в плане долгосрочных перспектив.

– Иран активно закупал зерно и прочую продукцию. И хотя в последние годы наблюдался спад взаимной торговли (показатель – 300 миллионов долларов в год), в будущем мы могли бы расширить и углубить сотрудничество, – говорит эксперт.

Политолог также упоминает риски для Каспия.

– В составе пяти государств Иран подписал Конвенцию о правовом статусе Каспия, но единственный не ратифицировал документ. И сейчас этот вопрос вновь “подвисает”. Хотя ратификация ожидалась уже в начале этого года – вскоре после парламентских выборов в феврале, – отмечает Каражанов и дополняет, что внутри страны Конвенция вызывает критику. – Якобы Иран пошел на слишком много уступок. И в случае обострения ситуации с США на этой почве могут победить популисты, крайне правые политические партии, в итоге ратификацию документа могут отложить до лучших времен. Ну а если Иран не сделает этого, Конвенция будет недееспособна, что прописано в самом документе.

Еще один важный момент, на который обращает внимание собеседник “КАРАВАНА”, – нынешнее обострение отношений Америки и Ирана отодвигает планы Казахстана выйти на порты Персидского залива.

– То, чего мы ждали так долго, строя железную дорогу до Ирана, в связи с последними событиями эти планы замораживаются. Если раньше одна нестабильная страна – Афганистан – мешала нашему выходу на большие рынки Индии и Пакистана, то сейчас этому может помешать нестабильность в ИРИ. А ведь Иран был такой маленькой калиткой на заднем дворе, позволявшей такие планы реализовывать, – говорит Замир Каражанов.

Что касается позиции нашей страны в конфликте, то мы займем нейтральное положение, полагает политолог.

– А решение будут принимать более серьезные игроки. ООН, ЕС должны были давно вмешаться, до того, как Иран нанес ответный удар, но время было упущено. Сможет ли Тегеран договориться с американской администрацией – большой вопрос, потому что Трамп уже предупреждал, что если будет ответный удар, то и они будут предпринимать действия. То есть мы наблюдаем эффект домино: одна костяшка начинает заваливать последующие, – говорит политолог, при этом, как и коллеги, не видящий в нынешней ситуации предтечу третьей мировой войны.

– Самое худшее, что ждет мир, – большой конфликт, который приведет к большим последствиям для экономики, политики и социальной сферы региона. На его фоне могут появиться радикальные группировки, которые будут ловить рыбу в мутной воде.

НУР-СУЛТАН