Дешевое дизтопливо в прошлом: Казахстан теряет палочку-выручалочку для экономики - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дешевое дизтопливо в прошлом: Казахстан теряет палочку-выручалочку для экономики

Дешевое дизтопливо в прошлом: Казахстан теряет палочку-выручалочку для экономики

Вице-министр Асет МАГАУОВ поддержал рост цен на дизельное топливо в Казахстане. Справедливая цена, по его мнению, – 260-270 тенге за литр. А была на уровне цены на бензин А-92 – 175–180 тенге.

  • 20 Октября 2021
  • 2263
Фото - Caravan.kz

Такой рост, считает, чиновник, – конъюнктура рынка в России, которая сложилась “не в нашу пользу”. У северного соседа цены на ГСМ привязаны к котировкам нефти Brent, а они сейчас растут. Поэтому ДТ на АЗС стоит уже 300 тенге, в пересчете. И, судя по техническому прогнозу, еще подорожает.

Плюс на цены наложился дефицит топлива из-за ремонта Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ). Там плановые работы были перенесены на 2 месяца – с июля на сентябрь. Летом все 3 казахстанских завода работали на полную мощность, производя по 500 000 тонн дизельного топлива в месяц. Тем не менее, запасы сделать не получилось. Причина – резкий рост потребления.

– По сравнению с прошлым годом потребили на 480 000 тонн больше. Это месячное производство 3 наших заводов. И вместо формирования запасов мы их проели, – заявил вице-министр.

Между строк в словах Асета Магауова читается, что топливо из Казахстана очень активно вывозят в соседние страны: Россию и Кыргызстан. Поэтому цены надо выровнять.

В общем, аргументация в министерстве энергетики старая и нам давно известная: цены надо поднять, потому что надо.

Ничего нового в спиче Асета Маратовича я не услышал. Примерно такие же доводы мы слышали и от Владимира Школьника, и от Каната Бозумбаева, от Нурлана Ногаева, а теперь вот от подчиненных Магзума Мирзагалиева.

Более-менее оригинально поступил Владимир Школьник. Он превентивно обратился к депутатам парламента помочь ему сдержать цены на ГСМ. Те, конечно, отказались, дав министру карт-бланш. Владимир Сергеевич сказал “спасибо”. А нам рекомендовал не быть эгоистами и пользоваться машинами сообща, для экономии бензина.

Ситуация не меняется. Проблема системная. И очень больная, потому что стоимость ГСМ тащит за собой всё остальное – от тарифов за проезд до цен на товары. Министерство энергетики не может разорвать этот круг.

Если говорить честно, то дешевое топливо всегда было палочка-выручалочкой для казахстанской экономики. Поэтому ее больно будет нам потерять.

В 2012 году, когда уже было известно, что ЭКСПО-2017 пройдет в Казахстане, международные организации начали проводить исследования по сравнительной энергоэффективности экономик разных стран мира. Помните тему выставки? “Энергия будущего”. И оказалось, что Казахстан впереди планеты всей. Правда, с конца. Средняя энергоемкость экономики нашей страны оказалась в 3–3,5 раза выше, чем в среднем по странам ОЭСР. Или на треть выше среднего показателя по миру. В сравнении с Японией был просто-ужас-ужас – разница в 19 раз! И парадокс – энерговооруженность казахстанского рабочего или фермера в 12 раз меньше фермера и рабочего из США. Ну как так? Мало того что заливаем всю продукцию бензином, так и это делаем плохо.

Но – мы в этом ряду были не одни. Среди самых энергозатратных соседствовали Узбекистан, Украина, Россия и Нигерия. С тех пор Россия приняла сначала несколько региональных программ энергосбережения. Только в 2019 году на это было выделено 136 млрд рублей. В 2020 году была разработана уже национальная программа. За 10 лет энергоемкость снизилась там на 9 процентов. Немного, но это уже результат.

Что за это время сделали в Казахстане?

Основная причина низкой энергоэффективности у нас – структура экономики. Больше половины электроэнергии страны потребляет промышленность.

Прежде всего, это добыча полезных ископаемых и металлургия. Изменили мы структуру производства? Нет. Более того, доля добычи в экономике выросла.

На 24 крупнейших предприятиях проведен энергоаудит. Ресурс по сбережению энергии составил 6 процентов. Вывод: никому из собственников не интересно менять старые технологии. Выгоднее подлатать там, кран закрыть здесь. Это косметика. Может быть, увеличим налог на энергозатраты? Нет, скажут, что вы! Да вы хуже врага! Мы не выживем. Странно, почему в России могут, а у нас нет?

Энергосбережение – это не просто мероприятия на заводе, которые сделал, отчет заполнил, листик сдал – и забыл. Это изменение жизни и отношение к ней всех работников завода. Это поощрение изобретателей и постоянные изменения на производстве. Это выключать свет, когда выходишь из комнаты. А лучше поставить реле, чтобы оно выключало за тебя. Если делать всё это с бумажкой в руках – достанет всех хуже горькой редьки.

Не любят у нас самых умных. Проще делать, как раньше. То есть ничего не делать.

Почему? Всё просто. У нас самые дешевые ГСМ. У нас тариф на электроэнергию в 3–5 раз ниже, чем в Европе. Стимула что-то экономить нет.

На рынке энергоносителей нет рынка. Поэтому правительство так и будет без конца играть в качели: сначала отпустит цены, потом держит изо всех сил. Этот механизм будет работать бесконечно. Вместо того чтобы конкурировать за покупателя, наши НПЗ и нефтетрейдеры сдерживают производство, создавая дефицит горючего. Лучше пустить их в свободное плавание, отключить давление от минэнерго и открыть границы. С некоторыми оговорками. Да, цены вырастут. Да, мы обеднеем. Но потом цены устаканятся, экономика привыкнет и станет, наконец, экономить.