В этой теме разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
В любой круглосуточной аптеке даже ночью можно купить горячительное, но под видом лекарственных препаратов. Их внушительный список содержит несколько десятков наименований – это всевозможные настойки боярышника, зверобоя, пустырника, календулы, пиона, валерьяны и других трав. Популярность этих микстур у малоимущих граждан удивительно высокая. Боярышник вообще прослыл напитком бомжей.
Понятно, что если человек покупает 10-15 бутылочек настойки, то это явно не для лечения.
На этикетке написано: «Настойка плодов боярышника на 70% спирте, применяется при сердечно-сосудистых заболеваниях». Но, как правило, пьют его не для того, чтобы подлечить сердце, а посадить печень. Иногда за настойки принимают косметические лосьоны для очищения кожи, которым дают похожие названия. Низкая цена и высокое содержание спирта приводят к тому, что ими смазывают желудок, а не лицо. И это приводит к тяжелейшим отравлениям.
Медицинским спиртом тоже не только ссадины на коленках протирают. Он пользуется популярностью у бомжей даже больше, чем боярышник. И считается элитным продуктом! И хорошо, если аптечный спирт – не поддельный. Содержимое фальсифицированных бутыльков может быть очень опасным. Вместо этилового спирта злоумышленники разливают метиловый, пропиловый и другие спирты, небольшой дозы которых достаточно, чтобы убить взрослого здорового человека.
Аптечный спирт активно применяют для производства контрафактных алкогольных напитков. Сейчас 50 мл 70-процентного спиртового раствора в аптеках стоит 150-170 тенге. Купив несколько таких «фуфыриков», вполне можно производить водку в подпольном цехе. Причем стоимость 0,5 литра будет в пределах 700-800 тенге. Минимальная цена легальной водки – минимум 2100 за литр. Ценой контрафактных напитков может быть жизнь!
Маркированный спирт денатурату не товарищ
Маркировка и прослеживаемость некоторых препаратов уже были введены в 2022 году, но спирт и спиртовые настойки в маркировочный список вошли только сейчас. Производство и реализацию «аптечного алкоголя» собираются строго контролировать с 1 июля 2024 года.
По данным Комитета медицинского и фармацевтического контроля, делается это прежде всего для здоровья граждан. Маркировка и прослеживание несут в себе ряд важных преимуществ, таких как: мониторинг жизненного цикла лекарственных средств; повышение эффективности фармаконадзора; улучшение прогнозирования и закупки лекарственных средств; усиление государственного контроля. В ответе на запрос ведомство указало, что ежегодно на рынке выявляются фальсифицированные лекарственные средства. Например, за 2022 год выявлено 27 фактов реализации фальсифицированных лекарственных средств и приостановлена деятельность 25 субъектов, наложен административный штраф на сумму 8,9 млн тенге.
Были случаи и использования фармацевтического спирта для нелегального производства водки. Исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров алкогольной и никотиносодержащей продукции QazSpirits Дмитрий Жуков считает, что это не основная составляющая контрафактного рынка, но на нее не стоит закрывать глаза.
«Скажу так, есть люди, которые экономят и не могут себе позволить даже водку купить. Говорить, что малоимущие перейдут на легальное спиртное, сложно, они стремятся покупать максимально дешевый суррогат. Можно повысить цену на спирт, можно его денатурировать, сделать неприемлемым для питья. Как в Европе или США, в аптечный спирт добавляют компонент, который делает его очень невкусным, горьким и дает сильный химический запах. Но надо понимать, что люди социально опустившиеся или не имеющие доходов будут стремиться что-то такое купить. Что касается нелегальной алкогольной продукции, мы пытались понять, сколько спирта уходит на контрафакт из того, что отгружается в аптечную сеть. На самом деле объемы небольшие. Но проблема есть. И сквозная маркировка позволит снизить использование фармацевтического спирта для контрафакта».
Штрихкод или QR?
Председатель Ассоциации «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев считает: проблему использования аптечного спирта можно решить, если строго отслеживать полностью весь путь товара – от производства до конечного потребителя. Для этого аптекам нужно использовать специальные контрольно-кассовые аппараты, чтобы продавец в режиме онлайн информировал оператора системы об удалении товара из обращения.
Дмитрий Жуков считает, что эффективней разместить на препаратах специальный QR-код:
«Сейчас используются штрихкоды, которые не дают полную картину. Что предлагается изменить в этой системе? Сделать QR-код, который будет единым от момента производства до момента выпуска. К примеру, фармпредприятие купило 100 тонн спирта, значит, должно выпустить не меньше 100 тонн упакованного спиртового раствора. По QR-коду все должно совпадать. Код должен наноситься на этикетку или упаковку сразу, как только препарат будет выпущен, и дальше уже отслеживаться. Если товар пошел к дистрибьютеру, то уже он принимает ответственность за QR-код на себя. После того, как спирт поступает в сеть — аптеки, возможно, производители контрафактной продукции попытаются скопировать код. Но, как только система обнаружит сдвоенный QR-код, появится сигнал тревоги. Продавец будет отвечать за то, откуда этот товар взял. Эта система работает во многих странах. На нашем рынке — еще нет».
По его мнению, само законодательство по обязательной маркировке устарело. Когда его принимали, еще не было таких технических возможностей. Считалось, что для обеспечения безопасности системы необходимо назначить специального оператора, который будет следить за движением товара. Сейчас есть распределённая система безопасности, блокчейн и другие системы. В принципе, любая развитая IT-компания может создать QR-коды, которые будут храниться в определенном месте и работать по заданному алгоритму. И единый оператор в данном случае не нужен.
Сейчас функции единого оператора по маркировке возложены на дочернюю компанию ТОО «Центр развития цифровой экономики» АО «Казахтелеком». Так как эта компания – монополист, то цены на нанесение кода маркировки она старается делать максимально высокими. По мнению Дмитрия Жукова, чтобы рынок маркировки развивался, должна быть конкуренция, несколько операторов.
Вопрос с введением QR-кодов тоже не просто решить. Потому как мелкие торговцы, индивидуальные предприниматели должны будут вести полноценную бухгалтерию, нанимать бухгалтера, сдавать отчеты. Иначе невозможно будет отследить путь товара.
«Мы неоднократно писали об этом. От нас хотят получить простой ответ: хотим мы этого или не хотим. Простых ответов нет. Мы выступаем за QR-код при условии, что будет решен вопрос с розницей. Представьте, что у нас сейчас 60 тыс. торговых точек, и все они завтра начнут бастовать против QR-кода. Все остановится. Без соответствующих изменений в рознице он бессмысленный. Если мы хоть одно звено из цепочки убираем, то цепочка не будет работать», — сказал Дмитрий Жуков.
Осталось обложить акцизом
Есть еще вариант решения проблемы: обложить акцизом весь производящийся в стране этиловый спирт, чтобы не было дешевого сырья для нелегальной водки. Акциз на аптечный C2H5OH планируют ввести со следующего года. Дмитрий Жуков считает, что такая инициатива не принесет нужных результатов и загубит фармацевтическую отрасль:
«Думаю, что это лишнее. Как я уже говорил, объемы потребления «аптечных напитков» небольшие, а спирт используется, например, при выпуске таблеток. Когда их штампуют, порошок стараются чем-то склеить. Вода может испортить таблетку, ее нужно будет сушить, вода долго испаряется. Спирт для этого идеально подходит, к тому же он убивает бактерии и вирусы. Порошки смачиваются спиртом, и таблетки штампуются. Не надо ничего дополнительно обрабатывать. На медицинский спирт акциз не нужно вводить. У нас и так очень маленькая фармацевтическая отрасль в масштабах страны. Вешать на них дополнительные затраты – не очень корректно. Медицинский спирт у нас выпускается, для этого используется зерно низкого класса. Как только начнут вводить акциз, производители перейдут на изопропил, непищевой спирт, который допускается при изготовлении лекарств. Изопропил будет закупаться где-то за границей. Зачем это нужно? Мы убьем фармацевтическую отрасль и местную глубокую переработку зерна. Акциз на спирт не такой большой, как на конечную продукцию – на водку (600 тенге против 2550 тенге). Существенной роли его введение не сыграет. А вот отслеживать производимый спирт можно».