– Данное преступление даже не пришлось особо раскручивать, – пояснил пенсионер МВД, майор милиции Алексей МАРТЫНЮК. – Только мы приступили к расследованию, так все сразу и выяснилось.
Страшная картина
…Солнце почти достигло зенита, когда Алмас, налегая всем весом на педали, гнал старенький велосипед в сторону городской свалки.
– Ничего, сейчас соберу алюминий и цветмет, и все будет в порядке! – думал 14-летний паренек. Мать его, до того работавшую на почте, недавно уволили по сокращению. Вернувшись домой, она тяжело опустилась на табурет и, уронив голову на стол, горько зарыдала.
– Что теперь делать, на что жить? – повторяла она сквозь слезы. Младшая сестренка, пятилетняя Алма, испугалась и тоже начала плакать. Паренек накапал в стакан валерьянки и заставил маму выпить успокоительное.
– Завтра пойду к тете Асиме, – сказала она. – Наверное, поможет.
Услышав это имя, Алмас лишь скептически усмехнулся. Ведь тетя Асима – родная сестра его отца, умершего 5 лет назад, с самого начала была против того, чтобы брат женился, как она говорила, на нищенке. И после его гибели разорвала с ними всякие отношения.
– Не ходи к ней, мама! – попросил Алмас. – Вчера мне Вася сказал, что на городской свалке много старых алюминиевых кастрюль и медных проводов. Буду собирать и сдавать. Проживем.
Следующим утром, взяв с собою два больших мешка, он поехал к свалке. Она находилась километрах в семи от города.
Подъезжая, он увидел вишневую “Ниву”. Правая дверца машины была распахнута настежь, а из салона лилась громкая музыка. Паренек было огорчился, предположив, что это конкуренты. Но тут же отбросил эту мысль. Кто же такую машину будет набивать всяким хламом?
Заглянул в салон и застыл от ужаса. На него в упор глядели широко открытые мертвые глаза. Человек полулежал на водительском кресле и, неподвижно глядя Алмасу в лицо, сжимал в мертвых руках обрез двустволки. Посреди лба чернела маленькая дырка. На заднем сиденье развалился второй мертвец…
Пронзительно вскрикнув, мальчишка кинулся прочь, но споткнулся и упал. Вскочив, он увидел под ногами небольшой брезентовый мешок. Машинально потянул его, и на жухлую траву посыпались… аккуратные пачки денег! Алмас остолбенел. Но быстро пришел в себя и, собрав деньги, схватил мешок в охапку. Тут он услышал стон, больше напоминавший протяжный хрип.
– Мертвецы не стонут, значит, есть кто-то живой, – подумал мальчуган. И опрометью кинулся прочь. Обломок. Как раскрыли изощренное убийство 25 лет назад
Работник театра мыслил творчески
…Нурбек с усилием оторвал гудящую голову от подушки. Вставать не хотелось, но на работе все-таки надо было появиться. Тут в дверь позвонили. Пришли двое его приятелей – Руслан и Витек. Развалившись на старом диване, оба закурили.
– Бабок нет, – жалобно протянул Руслик.
– Может, хату какую подломим или челноков тряхнем?
– Хату искать долго, а челноки поодиночке не ездят, – возразил Нурбек. – И что ты там возьмешь? Крохи? Сберкассу брать надо, и прямо в день выдачи пенсии.
– Да ты что?! – изумленно воззрились на него приятели. – Там же охрана, да и пенсионеры сами нас уделают, если увидят, что на их деньги пасть открыли.
– На мокруху не пойду! – заявил Витек.
– Есть у меня одна мысль, – загадочно сказал Нурбек. – Ствол нужен, а машину у моего братана возьмем. Вечером приходите.
Выпроводив приятелей, Нурбек прихватил с собой большой полиэтиленовый пакет и отправился на работу в театр, где служил Мельпомене в качестве рабочего сцены.
К его радости, директора на месте не оказалось, а то не миновать бы ему долгих нотаций по поводу злоупотребления алкоголем и отсутствия трудовой дисциплины. Покрутившись по коридорам, Нурбек отправился к приятельнице-гримерше. Та встретила его приветливо. Она знала, что Нурбек отсидел, но не придавала этому никакого значения.
– Чай будешь? – гримерша воткнула вилку электрочайника в розетку. Но тут ее вызвали к главному режиссеру.
– Посиди, а то выкипит, – попросила она Нурбека, выходя из комнаты.
Едва за ней закрылась дверь, как гость принялся лихорадочно шарить по шкафам и ящикам столов. В пакет полетели две черные бороды с усами, пузырек с клеем и пара тюбиков. Дождавшись приятельницу, он попил с ней чаю, а затем пошел в свою каморку, где и провел время до вечера. По пути домой парень зашел в аптеку и купил перекись водорода.
Приятели ждали его на скамейке. Дома он вывалил на стол содержимое пакета.
– Ух ты! – восхитился Руслик. – Бороды как настоящие! А почему их только две, нас ведь трое?
– Третий в машине останется, за рулем, – пояснил Нурбек.
Засунув бороды и усы в тазик, он налил туда перекись водорода.
– Ты чего творишь? – удивились приятели.
– А где вы видели пенсионеров без единого седого волоса? – вопросом на вопрос ответил Нурбек.
– Я узнал, когда у нас тут неподалеку пенсии выдавать будут, – похвастался Витек. – Мать сказала. Причина убийства – грабеж
– В городской банк не полезем, – отрезал Нурбек. – Помните заповедь – не воруй, где живешь? Мы в колхоз поедем. Я возьму у братана тачку, прокатимся в один райцентр.
Следующим утром он, как и обещал, подкатил на “Ниве” к своему подъезду. Приятели подошли минут через сорок. В руках Руслан держал спортивную сумку.
– Обрез, 12-й калибр, и 6 патронов, – доложил он.
Спустя час они уже въезжали в райцентр.
– Ну и где здесь сбербанк? – озираясь, спросил Витек.
– Найдем, – ответил Нурбек, сворачивая на пыльную улочку.
– Мы сейчас куда? – поинтересовался Руслан.
– К Светке.
Светка была вдовой вора, с которым Нурбек мотал срок. Тот, не дожив до освобождения, помер в зоновской больничке от туберкулеза. Перед смертью попросил помогать жене.
Улочка состояла из длинного ряда неухоженных саманных и деревянных домов. Возле одного из них машина остановилась. На стук из дома вышла женщина лет 35.
– А, это ты, здравствуй, – пригласила она приятелей в дом.
– Как дела? – спросил Нурбек, доставая из сумки бутылку водки.
– Не очень, – усмехнулась хозяйка. – Кому сейчас хорошо?
– Родня, что же, не помогает? – вступил в разговор Руслан.
– Помогают люди, но на троих детей разве хватит? – вздохнула Светлана.
– Слушай, Света, женщина ты правильная, – начал Нурбек.
– Ни на какое дело я не пойду! – сразу перебила его хозяйка.
– А я и не прошу! Тебе ведь деньги нужны?
– Да. А что я должна делать?
– Ничего. Просто скажи, когда в вашем колхозе пенсию выдают?
– Пенсию? Завтра.
– Короче, ты ничего не знаешь, нас не видела, – подытожил Нурбек. Та молча кивнула.
Здание сберкассы находилось на пересечении двух улиц, почти в центре поселка. Остановив “Ниву” метрах за 200 от нее, Нурбек отправил Витька на разведку.
– Охранник там всего один, и тот беспонт, – вернувшись, доложил приятель. – Правда, у него наган имеется. Заведующий справа в кабинете сидит, а всякие там бухгалтеры – слева.
– Хорошо, – одобрительно похлопал его по плечу Нурбек. – Завтра приедем пораньше, номера с машины снимем. Мы с Витьком в кассу, а ты, Руслик, за рулем останешься. Только темные очки не забудь.
Кровавая развязка
Следующим утром к сберкассе подошли два неопрятных пожилых человека. Невысокий плотный старик с косматой седой бородой был облачен в длинный прорезиненный рыбацкий плащ, а его спутник – в светлое летнее пальто. Глаза обоих скрывали темные синие очки, наподобие тех, что носят больные глаукомой. Очередь продвигалась медленно, но через полчаса оба вошли в помещение.
Высокий, глуповатого вида парень в камуфляже вдруг услышал:
– Не шевелись, падла! – И почувствовал, как в бок ему уперлось, что-то твердое. Второй дед проворно вытащил у него из кобуры старый облезлый наган и прошипел:
– Айда к шефу!
Директор сидел один и читал газету. Увидев охранника с двумя бородатыми дедами, он недовольно нахмурился. Но в этот момент один из пенсионеров направил на него наган и приказал поднять руки. Второй, шустро обыскав, потребовал, чтобы тот отвел его в хранилище.
Связав охранника, один из стариков остался с ним в кабинете, а другой вышел вместе с директором. Вызвав кассира, у которой был ключ от второго замка, директор распорядился сложить деньги в мешок. Та удивленно вскинула выщипанные брови, но дед пригрозил ей револьвером. Как расстреляли инкассаторов “Тураналема” 15 лет назад
Набив мешок деньгами, старик запер директора вместе с кассиром в хранилище. После чего оба быстро покинули сберкассу, провожаемые заинтересованными взглядами стоявших в очереди пенсионеров. Свернув за угол, они бросились к машине, запрыгнув в “Ниву”, помчались прочь. Выехав на трассу, ведущую в город, Руслан обернулся к Нурбеку:
– Куда едем?
– На свалку, – ответил тот.
– Нурик, я запарился в этой бороде, можно сниму?
– Погодь, видишь сколько встречных? Хочешь, чтобы твою харю запомнили?
– Как бабки-то делить будем? – спросил Руслан.
– Не боись, не обижу!
Когда они остановились возле свалки, Нурбек негромко произнес:
– Ну, пора кончать маскарад! – сорвав бороду, он выкинул ее из окна машины. Витек, положив обрез на сиденье, последовал его примеру.
– Дай деньги! – приказал Нурбек Витьку.
– На! – тот протянул ему мешок через спинку сиденья.
– Что ты хочешь делать? – заволновался Руслик.
– Пересчитать бабки! – ответил Нурбек, бросив мешок на землю.
– Ну давай, считай! – поторопил его Витек, незаметно взводя курок обреза.
Нагнувшись над мешком, Нурбек внезапно обернулся. В его руке появился револьвер. Руслан застыл с открытым ртом.
Спустя мгновение загремели выстрелы. Первые пули достались сидевшему на заднем сиденье Витьку. Он хотел поднять обрез, но не успел. Зато Руслан, выхватив из его ослабевших рук оружие, разрядил оба ствола в Нурбека. Но и тот успел нажать на спусковой крючок. Три выстрела слились в один.
Пуля угодила Руслану точно в лоб, и он безжизненно обмяк на водительском сиденье. Заряд дроби тоже не прошел мимо. Скатившись в небольшую ямку, Нурбек потерял сознание. Очнувшись, боли он не чувствовал. Только холод и дикий ужас. Он видел, как возле “Нивы” появился какой-то пацаненок. Как заглянул в машину, как вскрикнул и, попятившись, упал. Как схватил мешок с его, Нурбека, деньгами и опрометью бросился прочь. Глаза закрылись сами собой. Маскарад был закончен.
P. S. Разбойное нападение на сбербанк было раскрыто благодаря звонку неизвестного подростка: он сообщил, что на городской свалке произошла перестрелка. Так как рядом с убитыми валялись бороды и одежда, в которых они совершали преступление, то опознать налетчиков труда не составило. Однако вопрос, куда преступники дели похищенные деньги – почти 800 тысяч тенге, так и остался без ответа…
Алматы