Держись, абитуриЕНТ! - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Держись, абитуриЕНТ!

Держись, абитуриЕНТ!

Любой экзамен - это проверка не только знаний, но и системы, устроившей его. Нынешняя процедура проведения единого национального тестирования, что следовало ожидать, вызвала бурную реакцию как со стороны родителей выпускников, так и представителей сферы образования.

  • 18 Июня 2008
  • 2074
Фото - Caravan.kz

Собственно, разговоры вокруг ЕНТ-2008 начались задолго до экзаменационной поры. Поначалу Министерство образования РК объявило о возможном введении двух тестирований, что энтузиазма у одиннадцатиклассников не вызвало.
Напротив, перспектива дважды пережить стресс побудила у многих, даже у педагогов, желание выступить против такого решения. К счастью, в скором времени оно было отменено. Взамен лишь добавили еще один предмет (русский для казахских школ и казахский — для русских). При этом тот же минобраз объяснил, что результат, полученный по дополнительному предмету, на конечный итог тестирования не повлияет.
Действительность показала, что расслабляться выпускником было рано. В 2008 году единое национальное тестирование прошло в Казахстане с 1 по 5 июня на базе 154 пунктов. В нем приняли участие 114 тысяч выпускников школ республики, в их числе более 68 тысяч — с казахским языком обучения и более 46 тысяч — с русским.
В Жамбылской области, по информации специалиста отдела аттестации и лицензирования департамента образования акимата Жамбылской области Алтынай Жайлыжан, в ЕНТ приняли участие 7096 человек из 10041 выпускников средних школ. Остальные либо освобождены от экзаменов, либо предпочли поступить в зарубежные вузы. Тестирование проходило на базе 10 пунктов. На проведение ЕНТ из бюджета области выделено 7273 тысячи тенге, на которые обеспечена доставка выпускников к пунктам тестирования, приобретены продукты питания.
На сегодняшний день результаты тестирования таковы: средний балл по области — 68,06. Наиболее высокий результат показали выпускницы школы-гимназии №8 Шолпан Досжанова и Таразского женского казахско-турецкого лицея Гульсая Нуржаубаева. Обе набрали в итоге 121 балл.
Лишь 27 выпускников из 190 подтвердили право на получение звания «Алтын белги». Право на получение аттестата с отличием, а таких в области было 196 человек, подтвердили 9 выпускников.
Вот такой печальный для многих результат. Потому в апелляционную комиссию поступило 349 заявлений, в которых оспаривались некорректные вопросы, содержащиеся в тестах.
Ежегодно, начиная с самого первого проведения ЕНТ, специалисты минобразования убеждают выпускников, что все вопросы в тестах полностью соответствуют школьной программе. Увы, каждый год будущим абитуриентам приходится в ходе единого национального тестирования полагаться не столько на собственные знания, сколько на удачу и везение.
— У меня только на ответы по казахскому языку ушло больше времени, чем на другие предметы, так как вопросы оказались очень сложные, — делилась со мной впечатлениями от тестирования Вика В., выпускница одной из городских школ. — Общий итог у меня получился 61 балл. Но при подведении результатов 10 баллов отняли, и вышел 51 балл при установленном в этом году пороге в 50 баллов. Куда буду поступать, не знаю даже…
Если же учесть, что в аудитории, где проходило тестирование вместо 60 человек находилось 90, можно предположить, что другого результата и ожидать не следовало.
Тем не менее, громких скандалов вокруг ЕНТ в Жамбылской области не произошло. И каких-либо нарушений комиссией не зафиксировано. Всех участников ЕНТ при входе в аудитории проверили, дабы те не пронесли с собой сотовые телефоны и электронные записные книжки. И в областной департамент образования сведений об удаленных из зала выпускниках за использование шпаргалок или сотовых телефонов не поступило.
— Нас об этом строго предупредили, — рассказала еще одна выпускница одной из городских школ-гимназий Настя Г., — но с оговоркой, что если и будем пользоваться шпаргалками, то не попадаться, иначе результат будет печальным. Я шпаргалками не воспользовалась, набрала 78 баллов, но окончательный итог — 68. Это считаю высоким достижением, тем более что поступать поеду в Бишкек.
Многих родителей будущих выпускников очень обрадовала новость об отмене в будущем сдачи ЕНТ и введении традиционных экзаменов в школах и вузах. Однако радость оказалась преждевременной. Минобразования заявило, что речь идет не об отмене единого национального тестирования, а о дополнительном экзамене при поступлении в вуз.
Не знаю, насколько верно это решение, особенно когда в нынешнем году результаты тестирования огорчили многих выпускников, вызывая слезы даже у мальчишек, считающих себя уже мужчинами и строивших очень серьезные планы на будущее. Для них главный экзамен оказался серьезным стрессом. Ведь в школе они учились если не на «пять», то на твердую «четверку», и пробное тестирование показало их устойчивую школьную базу. И оговорка мужей от образования, что дополнительный предмет никак не повлияет на конечный результат, тоже несколько расслабила выпускников.
В свое время я уговорила своего сына отказаться от тестирования и просто сдать экзамен при поступлении в вуз. В том, что решение это оказалось верным, я убедилась еще раз в этом году. И дочь свою постараюсь уберечь от лишней нервотрепки. А в душе не гаснет надежда, что к тому времени, когда наступит ее пора покинуть школьные стены, ЕНТ отменят или сделают необязательным.
Да, для многих выпускников результат ЕНТ дает право на поступление в вуз на престижные специальности. Да, возможно введение единого национального тестирования решает проблему коррупции в вузах. Но качество, то есть некачественность многих тестовых вопросов сводит на «нет» все благие намерения министерства образования.
Кроме того, выслушав массу доводов в пользу ЕНТ, я так и не получила внятного контраргумента тезису, что тестовая система ЕНТ — это проверка зубрежки, а не способности ученика самостоятельно мыслить и критически оценивать информацию. Не получим ли мы в конечном результате поколение исполнителей, а не творцов?
Как бы там ни было, но сегодня многие выпускники — как нынешние, так и будущие — считают непрекращающиеся реформы в сфере образования не слишком хорошим стимулом для вступления во взрослую жизнь.
Слишком уж велики риски у тех, кто в школе учится на «хорошо» и «отлично» оказаться в аутсайдерах…