Клара Шайсултановна — признанный специалист по внешней политике Китая в Центральной Азии, казахско-китайским отношениям и китайским источникам о казахах и джунгарах. Опубликовала четыре монографии по этим вопросам.
Эксперт рассказала, что изучала разные источники, в которых рассказывалось об Абылай-хане, передаёт медиа-портал Сaravan.kz. О своих мыслях, связанных с загадками жизни легендарного правителя, г-жа Хафизова рассказала в одном из выпусков проекта "Дорога людей", посвященного истории Центральной Азии.
Многие аспекты жизни Абылай-хана, особенно ранней, окутаны тайной. После многих лет изучения вопроса Клара Шайсултановна может пролить свет на некоторые из них.
Абылай-хан родился и вырос в сложной обстановке. По легенде его отцом был султан Уали Коркем, но где он правил — источники расходятся, называя Туркестан и Сузак. С матерью ясности еще меньше. Некоторые считают, что она была знатного рода, султанской дочерью, которая произвела Абылая на свет в роскошной шестикрылой юрте, но другие сообщают, что она являлась туркменской рабыней. Клара Шайсултановна поясняет, что первый вариант сомнителен, и, скорее всего, Абылай-хана родила одна из незначительных наложниц. На это указывает то, что султанские дети, как правило, были на виду с самого раннего возраста. Также большинство источников сходится на том, что Абылай рано остался без родителей и даже скитался. Со знатным ребенком, потенциальным наследником, такое вряд ли бы произошло.
С другой стороны, многие легенды говорят, что во время скитаний Абылая сопровождал человек по имени Ораз. Его нередко называют наставником будущего хана и даже аталыком. Этому моменту г-жа Хафизова уделила отдельное внимание, потому что аталыком называли официального воспитателя юного султана, который занимался ребенком с момента, когда тому исполнялось 7-8 лет, и до 12-13 лет, пока подопечный не садился на коня и не мог взять в руки меч или лук.
Некоторые источники добавляют, что Ораз был глухонемой. Клара Шайсултановна озвучила другую теорию, согласно которой Ораза убил сам Абылай, чтобы тот не рассказал о простом происхождении юноши.
В юности Абылай пас скот в Семиречье и, по словам г-жи Хафизовой, даже работал на Толе-би. Позже вошел в доверие к хану Абилмамбету благодаря хитрости, ловкости, услужливости, уму. Понемногу юноша стал правой рукой хана и сопровождал Абилмамбета в путешествии в Орскую крепость. Примерно с этого этапа своей жизни Абылай попал в поле зрения русских ученых.
Клара Шайсултановна рассказала, что из всей казахской делегации Абылай был самым восприимчивым к новому. Например, когда все казахи уезжали с переговоров на конях, Абылай просил отвезти его на коляске, потому что ему очень понравилось ездить в ней.
Переговоры проходили в сложной обстановке, но Абылай, зная и понимая ситуацию, так себя вел, что не испортил отношения ни с одной из сторон, и, по словам доктора наук, начальство его из поля зрения больше не выпускало.
Далее Абылай попал в плен к джунгарам. Официальная версия гласит, что это произошло в сражении с джунгарами на реке Ишим, в котором казахские воины потерпели поражение. Но Клара Шайсултановна называет другие две версии. Во-первых, некоторые источники считают, что Абылая захватили во время охоты. Во-вторых, г-жа историк предполагает, что его могли отправить к джунгарам по тайному поручению хана Абилмамбета. В пользу этой версии говорят сведения о том, что он был белоюртным заложником, то есть жил в плену хорошо и содержался за счет тех, кто его отправлял. При этом, вопреки распространенной версии, вряд ли он сидел в зиндане. Тюрьмы такого типа у кочевников того времени распространены не были.
Г-жа Хафизова добавила, что Абылай отлично понимал, что такое информация, и разбирался в том, что сегодня называют пиаром. По ее словам, он создал вокруг себя немало мифов и для пиара постоянно держал вокруг себя акынов, сказителей. Одной из их задач было составление родословной ханов. Клара Шайсултановна сказала, что эту родословную и так все знали, поэтому единственный смысл такого хода был в поиске лазейки, чтобы официально причислить себя к чингизидам.
Далее она опровергла слух о том, что из джунгарского плена Абылая освободили представители русского правительства. Посольство Карла Мюллера, которому приписывают такую цель, почти дошло до Ташкента, но там его разграбили проводники.
Абылая же в итоге обменяли на одного из сыновей хана Абилмамбета.
"Он вернулся из плена, не потеряв ничего из своего багажа: он входит в международное поле зрения, он получает жену, он облечен какими-то правами от Галдан-Церена, и к нему хорошо относятся в русском правительстве, оренбургское начальство, потому что он против них себя никак не проявил", — комментирует Клара Шайсултановна.
Отдельно она разобрала момент с женитьбой Абылая. В брак он вступил по меркам того времени довольно поздно — почти в 30 лет. Это говорит в пользу простого происхождения. Будь Абылай знатных кровей, его бы к тому времени уже женили на дочери султана или бия. А женил его, по версии г-жи Хафизовой, во время плена Галдан-Церен, чтобы установить торговые отношения с казахами и русскими, якобы на дочери известного человека из найманов. Но Клара Шайсултановна думает, что супругой Абылая стала дочь одного из торговых агентов джунгар.
Также во время плена Абылай выучил ойратский язык и подружился с Амурсаной, который кочевал в Восточном Казахстане. Амурсана был нойоном и впоследствии стал последним правителем Джунгарского ханства. Клара Шайсултановна замечает, что они с Абылаем даже стали андами, как в древности, то есть они побратались на крови.
— Дальше жизнь рыцарская Абылай-хана, именно его рыцарская слава, была подкреплена этим фактом, что он был андой с джунгарским батыром, — сказала г-жа Хафизова.
Так выглядел Амурсана.
После плена Абылай начал стремительно богатеть и понял, что надо постоянно держать при себе телохранителей-туленгутов, причем, по словам г-жи доктора, они были ойратами, представителями монгольских народностей, а не казахами.
По мнению Клары Шайсултановны, Абылай активно использовал в быту ойратский язык, чтобы сохранить свои дела в тайне от казахов. Также она отмечает, что большинство его жен также были ойратками.
В результате грамотной политики в Абылае были заинтересованы все: Абилмамбет и его дети, дальновидный Толе-би, русское начальство, особенно сибирские власти. Так он закончил свою зрелость.
Также отметим, что прижизненных изображений Абылай-хана не сохранилось, так что все его портреты — фантазии художников на тему того, как он мог выглядеть.