Полезный “шурум-бурум”
В квартире Чесновицких нет уголка, где бы не стояла созданная хозяином деревянная фигурка. И понадобится не один час, чтобы подробно разглядеть каждую.
– Как-то ходил по набережной, кривой сучок ногой пинал, – рассказывает пенсионер. – А утром понял – это же ворона! Пошел, подобрал. Так и получился сюжет о вороне, которой “где-то Бог послал кусочек сыру”.
Несколько десятилетий назад рабочий Семипалатинского судоремонтного завода даже и не мечтал о творчестве. Но как-то увидел красивый фильм о Даниле-мастере, творце каменного цветка, и в полном соответствии с сюжетом потерял покой. Но если бажовский персонаж долго искал подходящий камень, то у его семипалатинского последователя в дело пошел, как он сам говорит, “всякий шурум-бурум”: немного березы, чуть-чуть осины, еще какие-то кусочки. И в итоге из-под его рук вскоре вышла деревянная копия каменного цветка. Раскрыв яркие лепестки, он так и остался единственным цветным произведением Виктора Владимировича. Позже мастер использовал в основном прозрачное покрытие, прибегая к темному лаку только в тех случаях, когда исходный материал оказывался с плохой, невыразительной фактурой и явными дефектами.
Живое, выразительное
Но больше всего в этой удивительной коллекции работ оленей. То запряженные в нарты, то летящие над снежными просторами, а то и сражающиеся с разъяренными волками. Много лет назад представители коренных народностей Севера, случайно увидевшие работы Чесновицкого, не могли сдержать изумления: откуда у прожившего всю жизнь в казахстанской степи мастера такая точность в воспроизведении оленей? Но в душе Виктора Владимировича оставалось место и для образов родной природы. Круторогие архары, развевающиеся под ветром родных просторов конские гривы – все это живое, выразительное, наполненное теплотой составляет особую часть работ мастера.
В последнее время Чесновицкий сетует: трудно создавать что-то новое – и руки не те, и с материалом проблемы. Покупать хорошее дерево не по карману, а совершать долгие прогулки по лесу в поисках замысловатого сучка уже не хватает сил. Но все же увлечение резьбой помогает пенсионеру не застаиваться – причем не только в творческом, но и в прямом смысле. Еще Виктор Владимирович с улыбкой демонстрирует сделанную своими руками деревянную трость, ручка которой вырезана в форме коня.
– Хоть и пешком, а все же верхом! – смеется пенсионер.
Семей