— Содержание проекта не отражает прямую связь кооператива с сельским хозяйством. В проекте нет системы сельскохозяйственной кооперации, ее идеи, цели и принципы.
Это концептуальная основа законопроекта, прежде всего, в связи с тем, что речь идет о едином законе по вопросам сельскохозяйственной кооперации. Дано лишь понятие сельскохозяйственного кооператива.
Из данного определения и иных положений законопроекта не ясно, каковы особенности видов деятельности, которыми может заниматься такой кооператив или особенности состава его участников, а также признаки кооператива, обусловленные его наименованием.
— Из этого следует, что должный и глубокий анализ действующей в Казахстане нормативно-правовой базы, касающейся кооперативов, не проводился, опыт функционирования сельскохозяйственных кооперативов в других странах не изучался, — заявил Шаекин.
Депутат отметил важность вопроса интеграции в национальное законодательство принципов кооперативного права, таких как добровольное и открытое членство; демократическая форма управления; услуги по себестоимости; автономность и независимость; образование, обучение и информация; сотрудничество кооперативов; забота об обществе. «Разработчиком была сделана такая попытка: проект содержит статью 3, где закрепляются пять принципов кооперативного законодательства.
Вместе с тем, мало эти принципы прописать, необходимо чтобы они нашли свое отражение в самом законодательном акте. Однако анализ положений законопроекта показал на их отсутствие, более того, отдельные нормы проекта противоречат указанным принципам».
Так, статьей 3 предусматривается принцип добровольности участия в кооперативе. В то же время, статьей 12 закрепляется обязательность вступления кооперативов в ревизионный союз (ассоциацию) сельскохозяйственных кооперативов, который будет проводить внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов.
— То есть, не создав стабильно функционирующих кооперативов, мы заранее обязываем их создавать ассоциации, — резюмировал депутат.
При этом, указывается, что ревизионный союз будет также осуществлять представительство и защиту имущественных интересов кооперативов, своих членов. Далее эти функции не находят своего применения, а вся деятельность таких кооперативов сводится лишь к внутреннему аудиту и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
— Вместе с тем, характер деятельности союзов сельхозкооперативов имеет более широкий смысл, чем ревизионный союз, – отметил депутат. — Так, союзы осуществляют ряд других важных функций и работ, которые способствуют развитию процессов кооперации в целом, стимулируют деятельность различных кооперативов в отдельности.
В этой связи, хотелось бы отметить, что согласно Закона «Об аудиторской деятельности» аудит проводят только те организации, которые имеют лицензию на осуществление аудиторской деятельности и в их штате есть квалифицированные аудиторы. Таким образом, данными новеллами законопроекта кооперативам изначально навязываются расходы на содержание ревизионных союзов и их сотрудников, получение ими лицензии, а также проведение самого аудита.
В связи с чем, считаем, что право объединения кооперативов в союзы и проведение аудита их финансово-хозяйственной деятельности должно быть исключительно добровольным.