С таким заявлением выступила на пленарном заседании мажилиса депутат Дания Еспаева, сообщает Caravan.kz.
— В Демократическую партию «Ак жол» продолжают обращаться десятки компаний, пострадавших от проблем с прохождением грузов на казахско-китайской границе, — сообщила мажилисмен.
Как отметила депутат, для казахстанских перевозчиков эта проблема крайне болезненна, а увеличение железнодорожных перевозок не решает проблему срыва поставок.
По информации мажилисмена, объем грузов для Казахстана, накопившихся на территории Китая, составляет более 8 тысяч контейнеров, транспортировка которых даже с учетом достигнутых соглашений растянется еще на год. И это без учёта новых объемов груза. Кроме того, из-за затяжного коллапса авто- и железнодорожных перевозок в текущем году многие предприятия несут прямые убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку связанной продукции. Это влечёт не только потерянную прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнёров, а также банков из-за просрочки по кредитам.
— По информации обратившихся компаний, их убытки доходят от нескольких десятков миллионов до 1 миллиарда тенге. Для исполнителей госзаказа и квазигоссектора ситуация также чревата попаданием в список недобросовестных поставщиков и лишением права на участие в госзакупках в будущем без какой-либо вины с их стороны, — сообщила парламентарий.
Кроме того, отметила Дания Еспаева, сегодня внешнеторговая палата НПП уже выдает пострадавшим участникам ВЭД свидетельства о форс-мажорных обстоятельствах по данной ситуации, получение которого связано с необходимостью сбора доказательств и документов самими предпринимателями, а также уплатой сборов. При этом депутат уточнила, что, согласно ст. 374 Гражданского кодекса РК, данное признание не освобождает предприятия от финансовых и банковских обязательств.
Обращаясь с депутатским запросом к первому заместителю премьер-министра Алихану Смаилову, депутаты предлагают, в частности, принять дополнительные меры для поддержки бизнеса, в том числе связанные с увеличением пропускной способности автомобильных переходов и освобождением бизнеса от необходимости сбора доказательств при предоставлении свидетельства о форс-мажоре.