Кризис? Нет, не слышали. Именно такие мысли приходят в голову после взгляда на меню столичных ресторанов.
Меню сибаритов
Спрос, как известно, рождает предложение. И если вам в ресторане с пафосным названием приносят меню с шестизначными цифрами, значит, на предлагаемые блюда есть тот самый спрос. Более того, экономический кризис, разговорами о котором народу уже проели плешь, через порог этих заведений не только не переступал, но даже побоялся постучать в их двери. А владельцы и рады – рисуют новые цифры на яства, причем прямо от руки. И если раньше “Каберне” 2009 года выпуска стоило 425 тысяч тенге, то сейчас – 470 тысяч. “Каберне” большей выдержки – десятилетней – стоит чуть дешевле, если это слово вообще применимо в данном случае: 338 тысяч против прежних 305 тысяч.
А что же из снеди? Самые недорогие блюда – медальоны с овощами за 2 250 тенге, стейк “моцарелла” и телячьи ребрышки с грибами и болгарским перцем за 3 тысячи. Ценителям деликатесов предлагаются королевские креветки на гриле за 3 750, нерка с фенхелем за 4 100, котлеты с крабом и тыквой за 4 900, улитки по-бургундски за 8 тысяч тенге. Также для гурманов приготовят морского волка за 6 500, осьминога с личи и шпинатом за 7 500 и дикого сибаса за 18 тысяч тенге. Невольно вспоминаешь недавнюю историю с фуа-гра, о котором многие казахстанцы узнали только благодаря речи Президента. Да, кстати, для тех наших сограждан, кто опять “не в теме”: нерка с фенхелем – это лосось с укропом обыкновенным, а личи – китайская слива. Ну а в довершение сибаритского ужина – десерт “Сад Нурсая” за 2 600. Улавливаете политический привкус блюда?..
С левого берега Астаны, где яства по заоблачным ценам вкушают небожители, не ведающие, что такое прожиточный минимум (кто не помнит – в текущем году он составляет 21 364 тенге), спускаемся на правый берег, где и клиентура кафе попроще, и цены подемократичнее.
Шашлык обыкновенный, который жуирам (устар. повеса, гуляка, беззаботный человек. – Ред.) в ресторанах на левом берегу Астаны даже и не предлагают, в обычной траттории на правобережье стоит до 1 300 тенге. В меню вы найдете котлеты домашние – без вкуса пафоса и всего за 750 тенге, а самое дорогое блюдо – дапанджи (кусочки курицы со специями) – обойдется вам в 2 500 тенге на две персоны.
“Каберне” в здешних заведениях испить не получится, зато сможете утолить жажду проверенными народными марками чая и слабоалкогольных напитков. В день получки можете заказать чайник чая “Гурманс” за 700 тенге – единственный дорогой из чайного ряда вариант.
Котлета по-депутатски
А что же вкушают народные избранники и слуги народные? Выбирают ли депутаты и госслужащие аскетичные блюда или не чураются осьминогов?
В столовых Дома министерств выбор блюд довольно скудный, пообедать здесь можно в среднем за 700 тенге. Качество – на “троечку”. Куда более богатый выбор в столовой мажилиса. В среднем стандартное меню включает 5 видов салатов, 6 видов первых блюд, 7 вторых блюд, и все – по достаточно низким ценам. Так, борщ стоит 248 тенге, суп гороховый – 183 тенге. Тушеная говядина с овощами обходится депутатам и другим посетителям парламентской столовой в 447 тенге, запеченная горбуша – в 340 тенге, плов – в 294 тенге. Представлены и диетические блюда – котлета паровая, например, за 375 тенге. Очень дешево, по столичным меркам, стоят парламентские кофе и чай: натуральный напиток с бразильских плантаций – всего 40 тенге, а плоды Цейлона – 30 тенге.
Как рассказали “КАРАВАНУ” сами депутаты, в целом местная столовая их устраивает. Коммунист Турсунбек ОМУРЗАКОВ здесь не редкий гость, говорит, что парламентская трапезная не хуже столичных ресторанов. В среднем мажилисмен тратит на обед тысячу тенге и меньше. Впрочем, свои расходы на обеды коммунист обычно не считает, поскольку трапезничает вместе с коллегами, и общую сумму по очереди оплачивает каждый из компании.
Соратник Омурзакова по коммунистическому лагерю – депутат Владислав КОСАРЕВ – цены в столовой мажилиса низкими не считает.
– 600–700 тенге за обед – не так уж и дешево. Самые дорогие блюда – рыба красная или какое-то мясо, по-особому сделанное. Вообще, я против того, чтобы красная рыба предлагалась в меню. Я ее терпеть не могу – дорого и небезопасно: пока ехала с Дальнего Востока, на каких только складах не лежала, сколько раз замораживалась и размораживалась. Икру у нас не дают, изредка бывает форель. В последнее время я беру в столовой сырники, пирожки с картошкой, молоко, кефир. Супы мне не особо нравятся, – жалуется коммунист.
Депутат Ирина АРОНОВА в свою очередь отметила, что к качеству парламентских блюд у нее бывают претензии.
– Впрочем, и дома готовишь – не всегда угодишь: соль не доложишь, масло не то. В нашей столовой разнообразия блюд в плане того, чтобы по желанию готовили, нет. Хотя многие депутаты по особой диете имеют возможность заранее заказывать блюда. По ценам – я бы не сказала, что дешево или заоблачно. Плачу около трех тысяч – мы с подругой обедаем, 3,5 тысячи тенге на двоих выходит, – поделилась с нами госпожа Аронова.
А вот Айгуль СОЛОВЬЁВА оказалась самым аскетичным в плане еды депутатом. В обед мажилисвумен съедает паровую котлету.
– Обеденное время – единственное, когда я могу с документами поработать. Я беру одну паровую котлету (мне ее помощница приносит), ее хватает, чтобы желудок функционировал. Я практически не хожу в нашу столовую, лишь изредка, когда приходят гости. У меня нет никаких капризов в плане еды, я жила в советское время и знаю, что такое дефицит, поэтому ко всему отношусь философски. По сравнению с теми временами, когда ты с утра пораньше бежишь, чтобы занять очередь за продуктами, в обед отпрашиваешься с работы, чтобы проверить, не подошла ли она, а вечером еще час стоишь, чтобы купить суповые кости с запашком, которые потом опускаешь в марганцовку и лишь после готовишь, сегодняшний выбор в столовых и кафе я воспринимаю как пир, – откровенно призналась депутат.
Астана