На правительственном часе в Мажилисе Парламента РК о нынешней ситуации со СМИ в стране рассказала председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Гульнар Иксанова, передает корреспондент Zakon.kz.
— Несмотря на то, что казахстанские СМИ с каждым годом усиливают свою позицию, все еще имеются хронические недостатки, наряду с которыми появляются новые вызовы, которые необходимо преодолевать системно и последовательно, — сказала она.
По ее словам, эксперты отмечают ряд недостатков в госинформполитике: несоответствие стратегии медиа-рынка новым коммуникационным вызовам информационной глобализации и незрелость медийных механизмов защиты нацинтересов в новых условиях. Отсутствие обратной связи, эффективных каналов коммуникации с населением, превалирование регулятивных механизмов государства перед стимулирующими, неразвитость инструментов, саморегулирование медийного рынка, сильное влияние зарубежного информационного контента.
— Также неоперативное реагирование на вызовы нового поколения, глобализации, вестернизации, кибератаки, внедрению новых технологий. Недостаточный уровень доверия населения к государственным СМИ, неэффективность механизмов госзаказа, неадаптированность системы образования к требованиям медиаиндустрии, переход в цифровой формат, создание мультимедийного контента, отсутствие подготовки менеджеров социальных СМИ, неготовность представителей органов власти работать в новых условиях, непонимание ими новых форматов коммуникаций, — добавила парламентарий.
По ее словам, в то же время отмечается отток средств в зарубежный интернет.
— Так, в 2015 году объем казахстанской рекламы в интернет-ресурсы составил 20 млн. долларов. Из них заказа на сумму 8 млн. долларов получил сайт Google, на 4 млн. долларов Мail.ru, на 1 млн. долларов Facebook, 1 млн долларов — иные зарубежные сайты. Таким образом, 70% средств из рекламного бизнеса в Казнете направлены в развитие зарубежных ресурсов, — акцентировала Г. Иксанова.
Вместе с тем депутат отметила, что государственные СМИ занимают особое место «как проводники госинформполитики».
— Анализ же телесмотрений электронных СМИ в ноябре 2016 года демонстрируют, что госканалы в рейтингах на 6 и 7 местах. В топе 50 популярных программ за январь-октябрь только продукция негосударственных телеканалов. Из 50 популярных программ только 16 казахстанского производства. Средняя аудитория печатного издания самая высокая у «Казахстанской правды», «Каравана» «Аргументов и фактов» и «Из рук в руки». Далее идут «Казахстанская правда — Егемен Казахстан». Относительная стабильность госпрессы отчасти объясняется обязательной подпиской. Все эти проблемы возникают в следствии слабого отечественного контента. У госСМИ не всегда креативные медийные инструменты, у частных превалируют зарубежные программы и поток негативных ассоциальных новостей, — пояснила она.
Кроме этого, продолжила Г. Иксанова, эфир электронных СМИ заполняется зарубежными телесериалами.
— Сетка выходного дня заполнена одноформатными концертными программами да еще с одними и теми же исполнителями и даже ведущими. Наши телеканалы пытаются поднять свои рейтинги за счет приобретения франшиз у зарубежных правообладателей. Существует дефицит аналитических, познавательных материалов, программ о культуре, программ, популяризирующих имена казахстанских авторов, известных людей, исчезла практика журналистских расследований. Необходимо обращать больше внимания на аудиторию, владеющую госязыком и растущую с каждым днем. Задача еще в том, чтобы языковой и контентный баланс синхронизировались. Отчасти низкая популярность госСМИ объясняется сложившимися подходами к тематическому планированию госзаказа, — считает депутат.
По ее информации, до 2016 года тематический план госСМИ включал в себя более 100 информационных направлений, «качественно исполнить которые было нереально».
— Сейчас в нем более 30 тем. В то же в самое время в госСМИ спускается сверху около 300 различных ситуативных и отраслевых медиа-планов. Каждое министерство формирует их по собственному усмотрению. Поэтому госСМИ вынуждены формально привязывать свои форматы к перечню тем и поручений. Частые изменения позиционирования, постоянный контроль контента со стороны разных руководителей. Излишняя зарегулированность приводит к несоответствию вещательной политики интересам аудитории. Механизмы госзаказа печатным СМИ не всегда оправдывают цели и средства. Определение исполнителей информзаказа и объемы часто зависят от авторитета собственника издания, — указала она.
Между тем Г.Иксанова сообщила, что преобладающее число журналов, поступивших по госзаказу, не встречается ни в киосках, ни в библиотеках.
— В то же время на эти цели предусмотрены в 2017-2019 годах по 1,6 млрд. тенге. Ежегодно на конкурсной основе на производство фильмов, рекламных роликов, социальных роликов, продакш-компаниям выделяет более 500 млн. тенге. Однако из-за демпинга часто выигрывают поставщики некачественной продукции. Глава государства говорил о задаче оперативного выявления и реагирования на острые проблемы. Изучения общественного мнения по наиболее актуальным темам, анализе и прогнозе информационных запросов и ожидание населения. Это больше всего касается новостных и аналитических программ. Самым востребованным форматом традиционно являются новости, но идеологические инструменты не совершенны, поэтому низкая осведомленность населения о сути госпрограмм. В редакционной работе не всегда удается учитывать фактор быстрого реагирования, хотя в условиях популярности соцсетей это особенно актуально, — подчеркнула парламентарий.
В заключение она указала, что для улучшения ситуации необходимы новые проектные подходы по реализации госинформ заказа.
— Необходимо комплексно обеспечивать событийный ряд ключевых общественно значимых мероприятий, производя продукцию разных форматов на разных носителях с эффективным распространением на всех доступных информационных каналах. Открытость и доступность механизма госинформзаказа во многом зависит от критериев и показателей качества и оценки рейтингов медиа-продукта. В странах ОЭСР оценивается влияние СМИ на показатели социального прогресса, сложившаяся же у нас система рейтингов направлена на создание инструментов для освоения рекламных бюджетов и не может объективно оценивать параметры, связанные с госинформполитикой. Имеет смысл расширять и исследовать узкие инструменты, — считает Г. Иксанова.
Автор Ксения Давыдова, Астана