Что делает День Республики особенным праздником, какие в нем есть позитивные символы и в чем заключается главный урок событий тех лет, когда Казахстан сделал первый шаг на пути к независимости. Мнением поделился доктор исторических наук, профессор, депутат Мажилиса Еркин Абиль.
— Как вы оцениваете историческую и политическую значимость Дня Республики?
— День Республики – единственный национальный праздник в нашем календаре. Уже это предполагает его особый статус, особую политическую и историческую значимость. Это прежде всего символ, вокруг которого должна объединяться нация, символ консолидации. Поэтому не лишним будет вспомнить исторический контекст праздника – принятие в 1990 году Декларации о суверенитете.
Именно этот документ юридически закрепил важный атрибут государственной независимости – способность власти самостоятельно принимать решения на своей территории. После этого провозглашение независимости стало вопросом времени и выбора конкретной тактики достижения этой цели.
— Третий год в Казахстане снова празднуют День Республики. Как вы считаете, чем было продиктовано решение президента Касым-Жомарта Токаева о возвращении Дня Республики в календарь государственных праздников? Как вы оцениваете этот шаг спустя время?
На мой взгляд, решение президента о возвращении Дня Республики в наш календарь праздничных дат и придание этому празднику статуса национального связано с характером исторических событий того времени. Эта историческая дата не несет в себе негативного эмоционального заряда.
В отличие от того же Дня независимости, который мы вольно или невольно связываем с исторической травмой – Желтоксаном.
Напомню, что в декабре есть еще и неофициальная дата – День Алаш, 12-13 декабря по старому стилю или 26 декабря по новому стилю – день провозглашения Республики Алаш в 1917 году, история которой тоже была трагичной. Это очень важные для формирования национальной идентичности символы, но главный национальный праздник должен все же основываться на позитивных символах, исторических победах. И 25 октября прекрасно подходит на эту роль. Там нет конфликтных точек зрения, нет спорных взглядов на процессы и события.
— Можно ли это рассматривать как политический шаг главы государства и часть стратегии по обновлению национальной идеологии?
— Безусловно, это решение является шагом по модернизации нашего общественного сознания, утверждению новых смыслов и образов современной истории, точнее, нашего восприятия этой истории. От истории конфликта, революций, насилия и агрессии мы переходим к истории консенсуса и эволюции.
Об исторических травмах забывать нельзя, но надо изменить наше отношение к ним, в том числе и через такой инструмент формирования исторического сознания, как коммеморативная политика или «политика памяти». Показательно то, что нации, поставившие в основу своей коллективной исторической памяти национальную трагедию, как правило испытывают сложности в своей внешней политике. Не надо повторять их ошибки.
— Какие уроки из политической истории Казахстана, по вашему мнению, наиболее актуальны для осмысления значения Дня Республики сегодня?
— В октябре 1990 года в Казахстане не было общественного консенсуса по вопросам независимости. Кипели митинговые страсти, создавались и распускались политические партии и движения, был огромный конфликтный потенциал. Была реальная опасность скатиться в гражданское противостояние и этнические чистки. Даже дебаты по поводу принятия Декларации показывают, насколько разных взглядов придерживался депутатский корпус того времени. Что уж говорить об «уличной политике».
В этих условиях был найден приемлемый консенсус, более того, в последующий непростой год в обществе тоже утвердилась уверенность в правильности выбранного курса на независимость, демократизацию политической системы и либерализацию экономики. В условиях экономического кризиса, отсутствия культуры конкурентной политики казахстанское общество консолидировалось вокруг идеи государственного суверенитета и стабильного развития. Это, на мой взгляд, главный урок Дня Республики.
— Как вы считаете, какие реформы и инициативы президента Токаева будут иметь долгосрочное значение для будущего независимого Казахстана и его суверенитета?
За последние десятилетия в Казахстане (а возможно и на всем постсоветском пространстве) сложился феномен персонификации политики, когда значимые события и процессы целиком связываются с определенными персонами — президентом, премьером, министрами. Именно поэтому такой интерес в обществе вызывают Послания президента. Ибо всем интересно, что именно президент думает о темах, волнующих сегодня большинство наших сограждан. В то же время, вся логика реформ Касым-Жомарта Токаева направлена на то, чтобы преодолеть зависимость от персоны и утвердить в Казахстане институты.
Ключевыми здесь являются реформа политической системы, системы государственного управления. Политические институты, получившие нормативную основу в ходе уже состоявшихся конституционных реформ, только начинают «обрастать мясом», и, на мой взгляд, должны в течение ближайших двух — трех лет оформиться в усиление местной исполнительной и представительной власти. Новые Бюджетный и Налоговый кодексы дадут районным и городским акиматам и маслихатам полномочия и деньги (налоги), местное сообщество через новый Закон о местном самоуправлении и уже принятый Закон об общественном контроле получит реальные рычаги контроля за выборными акимами и депутатами маслихатов. Это даст импульс к развитию местного среднего и малого предпринимательства, которое станет настоящей основой новой экономической системы, менее зависящей от нефтяных доходов.
Лишь тогда мы сможем говорить о «новом Казахстане» как состояшемся факте.
— Как изменилось понимание суверенитета среди граждан за это время? Ощущают ли казахстанцы независимость иначе сейчас, чем в 90-х?
— Конечно, понимание и воприятие независимости за прошедшие 30 лет существенно изменились. Исчезла восторженность и наивность первых лет независимости, мы успели наделать политических и экономических ошибок, набить себе шишек и осознать сложность и многофакторность современного мира. Однако вместе с этим к нам пришел опыт, осознание ответственности за принятые решения, понимание хрупкости таких явлений, как внутренняя стабильность и международный авторитет. Может быть, мы не самая зрелая политическая нация, но осознание независимости как главной ценности в нашей коллективной иерархии ценностей сегодня уже утвердилось и не подвергается сомнению. Самое главное – формируется позитивный образ будущего, мы, несмотря на все трудности, продолжаем верить в Новый Казахстан и работать, чтобы он стал реальностью.