Депутат Андрей БЕГЕНЕЕВ: О братьях-сватьях, налогах на дождь и Дженнифер Лопес - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Депутат Андрей БЕГЕНЕЕВ: О братьях-сватьях, налогах на дождь и Дженнифер Лопес

Депутат Андрей БЕГЕНЕЕВ: О братьях-сватьях, налогах на дождь и Дженнифер Лопес

Депутат Мажилиса Андрей БЕГЕНЕЕВ не раз становился героем новостей. Это он предлагал повернуть реки и заставить отчитаться чиновников за закопанные в землю миллионы… В интервью “КАРАВАНУ” депутат рассказал о том, что больше всего его сегодня возмущает.

  • 31 Октября 2014
  • 4746
Фото - Caravan.kz

Надвигающаяся угроза

– Вы – специалист-водник, какие основные проблемы у нас в стране в этой области?

– О проблемах этой отрасли можно говорить очень долго. Постараюсь обозначить самые острые. У нас в стране всего 2,6 процента запаса пресной воды. В будущем это может стать проблемой номер один. Другой тревожный вопрос – трансграничные реки. Они текут к нам из Китая, Киргизии, России. Нужно договариваться, как будет регулироваться водопользование. Еще одна проблема – у нас до сих пор не исследованы запасы подземных вод. Хотя это приоритетная задача. Также мы должны заняться перераспределением вод, созданием каналов – это делается во всем мире. Нужно управлять водным потенциалом. У нас маловодная страна, нужно создавать искусственные водоемы для сбора атмосферных осадков. А главное – перейти к рациональному использованию воды.

– Однажды вы предложили ввести налог на дождь. Но, похоже, вашу фразу вырвали из контекста. Что на самом деле имели в виду?

– Налог на дождь существует в других странах. И принцип там такой. Все знают о круговороте воды в природе – сегодня у нас огромное количество дождевой воды стекает по крышам и водостокам, собирая всю грязь, и попадает в озера, реки. Уже сегодня требуется, чтобы эта вода собиралась на крупных предприятиях, там же очищалась и использовалась на технические нужды. Смысл налога в том, чтобы предприятия, которые смогут создать такую экологичную систему, получали послабления в виде налогов. Это стимулирование развития более экологически чистого и эффективного производства.

Парламент – не место для шоу

– Порой можно услышать, что наш Парламент, а особенно Мажилис – это дружно поющий хор…

– Это не совсем так. Даже внутри одной партии бывает, что расходятся мнения. Мы порой очень бурно спорим. Но это не шоу, мы должны решать вопросы, а не веселить народ.

– Какие вопросы в этом “депутатском” году вы намерены наиболее жестко ставить перед правительством?

– Я поднимаю вопрос по статусу регрессников, обращался к Премьер-министру, чтобы был решен вопрос инвалидов Кармета. Они остались между государством и работодателем. Получали пособие, но при этом им не делали индексацию с учетом инфляции. Мы этот вопрос решили. Но осталась проблема обеспечения их инвалидными колясками, ортопедическими и протезными средствами. Второй вопрос касается экологического состояния города Темиртау. Там у нас много мощных предприятий. Раньше работал завод “Карбид”. Это химическое производство, сейчас там прошла реорганизация. Однако ряд проблем остался. Раньше на этом предприятии использовали ртуть. В реке Нуре все почистили, сделали полигон захоронения по всем нормам. Но остались проблемы на самой площадке, где стоит оборудование, там есть остатки ртути. Необходимо срочно решить этот вопрос, чтобы этот мусор не отравлял все вокруг…

Еще один момент – у нас огромные территории в стране, поэтому необходимо развивать транспорт и коммуникации. Причем не только привычные виды транспорта, но и речной – на том же Каспии, на Бухтарминском водохранилище в Восточном Казахстане, где раньше ходили катера. В Жезказгане были открыты стратегически важные объекты. Из порта Актау открыт путь на Иран, Азербайджан, мы получили выход к океану. Но в этих грандиозных проектах есть нюансы. Создавая транспортные коридоры, мы должны развивать дорожную инфраструктуру. Вот у нас платный автобан на Боровое, при этом вдоль дороги никаких удобств…

Бензиновые страсти и газовые проволочки

– Ситуация с бензином в Казахстане остается напряженной. Как считаете, что будет дальше с ценами на автомобильное топливо? И что стало с вашей идеей по строительству НПЗ в Жезказгане?

– Понятно, что все произошло несвоевременно, наши заводы встали на реконструкцию, в России сложилась напряженка. Ведь мы закупаем 1 миллион тонн из России. Считаю, что не надо сейчас паниковать. Особенно заправочным станциям, которые могут легко создать ажиотаж, чтобы сыграть на ценах… Мое предложение по строительству НПЗ в Жезказгане пока открыто. Вообще правительство приняло решение, что необходимо модернизировать уже существующие нефтеперерабатывающие заводы, а уж потом думать о возможном строительстве четвертого НПЗ.

– В связи с дефицитом бензина опять заговорили про перевод автотранспорта на газ. Как вы думаете, почему этот сектор у нас до сих пор не развивается?

– Эта тема очень актуальная для Казахстана. И я тоже постоянно задаюсь вопросом: почему у нас это не поставлено на широкую ногу? В стране огромные запасы газа. Но пока жареный петух не клюнул, серьезно об этом никто не говорил. Понятно, что газ стопроцентно не сможет заменить бензин. Но перспективы в этой области огромные. А какой огромный плюс для экологии?! Разговаривал с предпринимателями и узнавал, почему они не развивают газовый бизнес. Оказывается, там свои проволочки, очень много бюрократии. Чтобы открыть газовую заправку, нужна масса согласований. Это тормозит бизнес, даже способно зарубить его на корню.

Кто шуршит в стране зеленью?

– Вы обращались с депутатским запросом к министру экологии, чтобы узнать, как расходуются деньги на озеленение. Чем закончилась эта история?

– Закончилось все не так, как я ожидал. Министерство мне ответило: да, сажаем, тратим столько и столько, дали мне все эти цифры. Но проблема так и не решена. Выживаемость растений, которые высаживают, – очень низкая. 40 процентов вымирает – это равносильно тому, что взять и выкинуть миллионы из бюджета в форточку. Представьте себе, какие это деньги? И так каждый год. Правительство признает – проблема есть, но решение так и не принято. У нас вообще в озеленении – масса странных вопросов. К примеру, зачем возить тянь-шаньские ели и высаживать их на севере страны, где они просто климатически не могут выжить? Сейчас проводят тендер, купили по дешевке саженцы, высадили, и не важно, выживут они или нет.

– Но есть и другие варианты “освоения денег” в стране. Как вы относитесь к идее пригласить Леонардо Ди Каприо вести “ЭКСПО”?

– Все флаги – в гости к нам… Пусть приглашают и Дженнифер Лопес, и других.

Что волнует людей

– Вы встречаетесь с людьми. Какие реальные истории вас тронули больше всего и вам пришлось приложить массу усилий, чтобы помочь?

– Больше всего запомнилась встреча в селе Первомайка Акмолинской области, где люди просили помочь сохранить больницу. Она с 1936 года работает. Но вышли новые законы, нормативы, и чиновники приняли решение закрыть стационар. А туда съезжались люди из семи поселков! Я собрал все данные и пошел к министру здравоохранения, в результате больницу отстояли. А в Восточном Казахстане есть маленький поселок Акшарбак, прямо на границе с Россией, – там никакой связи нет, он далеко от других сел. Зимой так заметало, что люди месяцами не могли связаться с большой землей. Так туда после обращения провизию, хлеб на вертолетах забрасывали.

– Сейчас население с тревогой ожидает очередной девальвации. Что думаете по этому поводу?

– Надеюсь, мы сможем удержаться от второй волны девальвации. Понятно, что баррель нефти дешевеет, уже в районе 80 долларов. В такой шаткой ситуации необходимо, чтобы народу давали больше информации, – ведь когда ее не хватает, начинаются паника, ажиотаж. Поэтому председателю Нацбанка Келимбетову необходимо доводить информацию простым и понятным народу языком.

– Сейчас в стране остро стоит кадровый вопрос. Совсем недавно Президент жестко отозвался об устройстве на работу по звонку. Чем опасна эта тенденция?

– Скрывать тут нечего, проблема есть. Если у нас будут сплошь и рядом работать родственники, братья-сватья, то торможения экономики не избежать. Нужны профессионалы, специалисты.

Как на рыбалку на служебном транспорте ездят

– Какие последние события в стране и мире вас больше всего задевают?

– Много событий – есть хорошее, есть то, что расстраивает и настораживает. Мир становится хрупким, очень тревожат события на Ближнем Востоке, в Украине… Это действительно страшно. А в нашей стране меня очень возмутили события с махинациями акимов. Еще настораживает, что наша страна лидирует по подростковым суицидам. Почему молодежь не радуется жизни, а меняет ее на смерть? Обнадеживает же проект по разработке нефти в Торгайском регионе. Это будут очень глубокие скважины, еще не все запасы страны изведаны. Казахстан на 12-м месте в мире по запасам угля, газа и нефти.

– Знает ли ваш внук, что вы – депутат? И как объясняете ребенку, чем занимается дедушка?

– Внук Матвей – это мое счастье. Ему скоро будет 4 годика. Он знает, что я депутат, но вряд ли толком понимает, чем я занимаюсь. Однажды внук приехал в гости, я шел по улице, а он с балкона кричит: “Андрей – депутат!”. Такая вот реклама.

– У вас есть любимый анекдот?

– Их много. Один из любимых. Идет 1917 год. Ленин выходит на трибуну и кричит: “Товарищи, революция отменяется. Дело в том, что Феликс Эдмундович Дзержинский уехал на рыбалку”. Народ спрашивает: «А что, без Феликса Эдмундовича революцию нельзя свершить?”. “Без него можно, – отвечает Ленин, – а без “Авроры” – никак…” В общем, очень актуальный анекдот, как на рыбалку на служебном транспорте ездят…