Деньги счет не любят? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Деньги счет не любят?

Деньги счет не любят?

Когда приходят трудные времена - нужно экономить. Эта истина верна как для любой отдельной семьи, так и для целого государства. Расчетливо, рачительно использовать деньги, стараться не допускать непроизводительных трат и, тем более, не тратить финансы на бесполезные вещи - так можно значительно уменьшить ущерб от любого кризиса. Недаром старая пословица говорит: "Запасливый - лучше богатого".

  • 24 Сентября 2009
  • 1282
Фото - Caravan.kz

Одну из основных задач Правительства — контроль за исполнением государственного бюджета выполняет уполномоченный правительством орган по внутреннему контролю — Комитет финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Совсем недавно он подвел итоги своей работы за первое полугодие 2009 года. Выяснилось, что масштабы различных нарушений в использовании государственных средств, несмотря на кризис, повсеместны и многочисленны. А объемы потраченных впустую средств — просто колоссальны.
За это время Комитетом финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан проведено 4 899 контрольных мероприятия, в ходе которых охвачено 4 276 объектов, в том числе 470 государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, 2 565 государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов и 1 241 хозяйствующий субъект.
Из общего количества контрольных мероприятий 60% (2 936 мероприятий) приходится на плановые, 40% (1 963 мероприятия) составляют внеплановые. Причем, заметим: значительная доля внеплановых мероприятий — 52% от их общего количества (1 018 мероприятий) проведена по постановлениям правоохранительных органов. То есть, там уже усматриваются признаки преступления.
Комитетом установлены нарушения бюджетного законодательства в сумме 99 815,0 млн. тенге, в том числе нарушения, допущенные при разработке и исполнении местных бюджетов — 21 958,3 млн. тенге. Также установлены нарушения законодательства о государственных закупках на сумму 109 857,9 млн. тенге.
Из общей суммы выявленных нарушений бюджетного законодательства на учреждения, финансируемые из республиканского бюджета, приходится 8% или 5 850,3 млн. тенге, на учреждения, финансируемые из местных бюджетов — 62 466,4 млн. тенге или 80%, хозяйствующие субъекты — 9 539,9 млн. тенге или 12%.
Таким образом, большая часть государственных денег бесполезно тратится именно на местах.
Анализ нарушений бюджетного законодательства в государственных учреждениях по функциональным группам показывает, что их основная доля приходится на следующие сферы экономики: промышленность и строительство — 16 173,7 млн. тенге (24 % от общей суммы нарушений бюджетного законодательства, выявленных в государственных учреждениях); образование — 14 889,1 млн. тенге (22%), культура, спорт, туризм и информационное пространство — 9 948,8 млн. тенге (15%); здравоохранение — 5 746,7 млн. тенге (8%).
Принятыми мерами по итогам контрольных мероприятий, проведенных в 1 полугодии 2009 года, из подлежащих восстановлению и возмещению в бюджет 21 281,9 млн. тенге, восстановлено и возмещено — 11 040,4 млн. тенге.
В правоохранительные органы для принятия процессуального решения направлено 1 039 материалов контроля на сумму 64 871,8 млн. тенге.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» наложено административных взысканий на 399 должностных лиц на сумму 25,8 млн. тенге, из них поступило в бюджет — 17,4 млн. тенге.
К дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечено 3 213 работников проверенных объектов контроля.
Как и всегда огромное число нарушений совершается при госзакупках. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках внесено 4 222 представления на устранение выявленных нарушений, причин и условий, способствующих им, из них исполнено 3 700.
В суды предъявлено 70 исковых заявлений об отмене итогов конкурсов и признании недействительными договоров, заключенных по их итогам, из них 33 удовлетворено, т.е. итоги закупок признаны незаконными, договора — недействительными. Остальные исковые заявления находятся на стадии рассмотрения либо обжалования.
При комплексной проверке администраторов республиканских бюджетных программ проверили два министерства — Культуры и информации и юстиции. И в обоих установлены такие нарушения действующего законодательства, как завышение объемов выполненных работ, необоснованная оплата фактически невыполненных работ, несоблюдение процедур государственных закупок, нарушение правил ведения финансовой отчетности, приписки в выполнении объемов государственного заказа.
Так, строительство объекта «Дворец творчества «Шабыт» в городе Астана велось без проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу. Стоимость принятых работ составляет 3 394,0 млн. тенге.
По объекту строительства «Конгресс-холла» в городе Астана по состоянию на 31 декабря 2008 года произведен окончательный расчет, тогда как предусмотренные объемы работ по договорам на сумму 502,3 млн. тенге не выполнены.
Аналогично, по объекту строительства «Универсальный киноконцертный зал на 3500 мест» в городе Астана установлено, что без наличия актов выполненных работ произведен расчет в сумме 4 889,8 млн. тенге, тогда как по состоянию на 1 января 2009 года строительно-монтажные работы не закончены.
По объекту «Зона отдыха для жителей города Астана на водохранилище реки Коянды» заказчиком приняты и оплачены работы по малой архитектурной форме, за озеленение, покрытие тротуаров и проездов на сумму 53,5 млн. тенге, при этом фактически указанные работы не проводились.
В отчете Комитета безрадостно констатируется, что:
«При комплексном контроле администраторов местных бюджетных программ выявляются нарушения, носящие повсеместный характер. В основной массе это — нарушения, связанные с несоблюдением норм Бюджетного кодекса, законодательства о государственных закупках и иного законодательства Республики Казахстан, регламентирующих условия предоставления целевых трансфертов, субсидий, принципы планирования бюджета, использование средств резервов, имеют место факты неэффективного использования бюджетных средств, расходов, произведенных сверх утвержденных нормативов, незаконной передачи и необоснованного списания основных средств, сокрытия дебиторской задолженности и т.д.»
Так, например, в ходе контроля, проведенного в Управлении строительства Восточно-Казахстанской области, установлено, что путем оплаты фактически невыполненных работ в общей сумме 38,0 млн. тенге допущено необоснованное списание бюджетных средств.
Контролем, проведенным в Отделе экономики и бюджетного планирования г. Шымкент установлено, при проведении конкурса по размещению автопаркингов на улицах города с большим скоплением автотранспорта конкурсной комиссией определен победителем конкурса поставщик, не имевший лицензии на проведение строительно-монтажных работ автопаркинга. В свою очередь Инспекция финансового контроля направила иск о признании итогов конкурса незаконными, который судом удовлетворен.
Также выявлены факты нарушений в использовании бюджетных средств, приведших к их хищению или присвоению.
Например, произведенной проверкой правильности и достоверности начисления и выплаты заработной платы в ГУ «Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодар» за период с 2006 года по 1 апреля 2009 года установлено, что в результате излишнего планирования фонда заработной платы, финансирования сверх необходимой потребности для погашения кредиторской задолженности имели место факты хищения денежных средств на общую сумму 20,4 млн. тенге, путем зачисления их на карт-счета подставных и уволенных лиц.
В КГКП «Детский сад санаторного типа № 8 «Акбота» Атырауской области в счет заработной платы выданы из кассы денежные средства в сумме 1,1 млн. тенге, которые не удержаны из заработной платы работников и списаны на расходы, а также необоснованно выплачивались доплаты отдельным работникам предприятия на общую сумму 2,7 млн. тенге.
Кроме того, установлены факты перечисления заработной оплаты работникам за фактически не отработанное время в сумме 1,4 млн. тенге, которая к тому же скрыта по бухгалтерскому учету.
Главным бухгалтером детско-юношеской спортивной школы «Тугускен» Жанакорганского района Кызылординской области за период 2004-2008 годы перечислялась завышенная заработная плата на лицевые счета в банке работников школы и самого главного бухгалтера на общую сумму 0,7 млн. тенге. Указанная сумма по балансу, лицевым счетам соответствующих работников не отражены и скрыты от учета, таким образом незаконными действиями главного бухгалтера нанесен ущерб бюджету.
Из средств резерва Правительства на сумму 10 000,0 млн. тенге, выделенных через Министерство индустрии и торговли для перечисления бюджету г. Алматы на участие в строительстве незавершенных объектов жилья с участием дольщиков, на сумму 515,0 млн. тенге были приняты невыполненные объемы работ у подрядчика ТОО «Регатастройсервис» по объекту «Жетысу-3».
Подобных вопиющих фактов нарушений можно привести сотни. Основной их причиной, как считают в Комитете, является ненадлежащий контроль со стороны должностных лиц администраторов бюджетных программ за планированием, освоением, использованием бюджетных средств и несоблюдением процедуры государственных закупок.
Наши чиновники не поддаются никаким мерам воздействия и ничего, по-видимому, не боятся. Ловят их, штрафуют, увольняют, даже сажают в тюрьму — ничто не может заставить работать без нарушений.
Одно в этой безрадостной картине «утешает»: видимо, не так уж плохо мы живем, если позволяем себе тратить миллиарды неизвестно на что…