Продавцы в этот период как никогда обходительны, доброжелательны и терпеливы к любым пожеланиям клиентов. Еще бы, пик продаж приходится именно на праздники – как не воспользоваться моментом! Ведь это уже потом не обязательно так распинаться перед потребителем, главное – в момент покупки произвести должное впечатление.
Солидную маркетинговую стратегию применила, например, сеть торговых супермаркетов «Технодом». Уже не первый год она предлагает своим клиентам при покупке дорогостоящей техники приобрести за дополнительную плату сертификат на 2-годичное сервисное обслуживание либо на приобретение на указанную в нем сумму любого другого бытового прибора в их торговой сети по окончании срока действия сертификата. Ничего странного вроде бы на первый взгляд в этом нет. Потребитель чувствует заботу, ведь ему гарантируют сервис. А торговая сеть получает фактическое, а главное – беспроцентное кредитование через деньги потребителей, которыми она распоряжается на протяжении двух лет, соответственно наращивая свои торговые обороты.
Неприятный сюрприз ожидает потребителя уже тогда, когда он обращается в магазин и просит засчитать стоимость того самого сертификата в счет очередной новогодней покупки. Именно на этом этапе заканчивается обходительность продавцов и менеджеров. Находится множество причин и аргументов, по которым потребитель не может отовариться в этом магазине: хоть торговая сеть и одна, но печать стоит другая; магазин, в котором приобреталась техника два года назад, уже закрылся; головной офис компании давно переехал и находится в другом месте… И так далее и тому подобное. И ломает голову бедный потребитель: зачем ему все это было нужно? Ведь его никто не поставил в известность о том, что магазин закрылся, никто не сообщил об изменении адреса компании, а также условий договора купли-продажи. Благо, что в мегаполисе хоть эту компанию найти можно, а что же делать жителям регионов в таком случае?
Привыкли наши потребители к тому, что в городах появляются торговые сети с громкими и широко разрекламированными названиями. Удобство этой формы торговли трудно недооценить. И цены практически оптовые, и ассортимент большой. Да только что-то недолго остаются «на слуху» у покупателей отдельные громкие названия.
Не успев порадовать публику, «канули в Лету» такие торговые бренды, как «Арзан», «SM Market», торговый комплекс «Адем» уже выставили на продажу. Конечно же, на их место пришли другие. Но, как говорится, осадок остался. Ведь все они работали не только с потребителями, но и с трудовыми коллективами, партнерами по бизнесу и поставщиками товаров и услуг. И если покупатель в такой ситуации испытывает чувство разочарования лишь по отдельно приобретенному товару, то деловому партнеру, вложившему в такое сотрудничество немалые деньги и ресурсы, вдвойне обиднее. Ведь ему приходится потом в судебном порядке взыскивать свои деньги и искать владельцев и руководителей торговых центров. А надо сказать, что суды у нас такими исками завалены.
Вот и возникает вопрос: почему на наш рынок приходят временщики ради сиюминутной торговой прибыли? Почему их мало заботит деловая репутация и отсутствует ответственность? Или им кто-то мешает нормально работать? Почему нет реальной защиты потребителя от недобросовестного продавца? Ведь ситуация повторяется регулярно, но, похоже, выводов по ней делать никто не хочет. А все вместе это и приводит к тому, что доверять таким компаниям и сотрудничать с ними на долгосрочной основе становится себе дороже.