Деньги и дети - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Деньги и дети

Деньги и дети

Как сблизить интересы бизнеса и общества в целом? Придать предпринимательству более выраженный социально-ответственный характер?

  • 23 Апреля 2004
  • 1058
Фото - Caravan.kz

Направить частные интересы для достижения наибольшей общественной пользы — этим вопросам был посвящен прошедший недавно в Алматы «круглый стол», в котором приняли участие социологи, медики, представители государственных структур и отечественных и иностранных компаний.
Основной темой этого представительного собрания стало обсуждение проблемы профилактики детских и подростковых заболеваний в Казахстане.
Состояние здоровья подрастающего поколения казахстанцев отнюдь не радует. Статистика отмечает, что налицо тенденция к его ухудшению. За последние пять лет заболеваемость детей в возрасте до 15 лет возросла на 22%. Общая заболеваемость детей выросла за последние три года на 8%, а подростков — на 29%. Основными причинами этого медики считают неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние многих школ, особенно в сельской местности, плохое питание школьников. Обеспеченность горячим питанием школьников по стране в целом не превышает 25%.
В Жамбылской области этот показатель составляет 15,7%, в Южно-Казахстанской -9,2%, в Кызылординской — 6,8%. Даже в относительно благополучной Алматинской области — только 15%. Поэтому именно в этих областях и выявлены самые высокие показатели заболеваемости школьников болезнями органов пищеварения. Они почти в два раза выше среднереспубликанского уровня. Каждый шестой школьник имеет какую-либо патологию в этой сфере.
Плохое питание — слабые дети. По данным республиканской санэпидстанции, за последние пять лет анемия среди детей возросла в 2,% раза, и сегодня ею страдают более 100 тысяч детей. Дефицит йода в питании детей во многих регионах страны ведет к отставанию в развитии и болезням эндокринной системы, прежде всего — зобу. Самая худшая обстановка с дефицитом йода сложилась в Восточно-Казахстанской области, Петропавловске, Талдыкоргане и в Астане.
Специалисты Национального Центра формирования здорового образа жизни, выступившие на «круглом столе», рассказали, что сегодня заболеваниями и расстройствами нервной системы в стране страдают около 300 тысяч детей — каждый 14-й ребенок в возрасте до 15 лет. Ежегодно в Казахстане регистрируется до 11 тысяч случаев впервые заболевших детей психическими и поведенческими расстройствами.
Наркотики и другие психотропные и химические вещества делают свое черное дело. Растет и число детей, употребляющих алкоголь, только с 2000 по 2002 год их количество возросло почти в три раза. А всего за десятилетие, с 1992 по 2002 год заболеваемость подростков алкоголизмом возросла почти вдвое и составила 410,5 человека на 100 тысяч населения, что значительно превышает такой же показатель у взрослых. У детей же такой показатель вырос в 10 (!) раз.
Тяжелой остается в стране и ситуация с туберкулезом. Каждый год регистрируется 1100 — 1200 новых случаев заболевания детей и подростков этой болезнью. Темпы прироста заболевания туберкулезом подростков возросли на 11,2 %.
Реализация Программы ВОЗ по борьбе с туберкулезом позволила несколько поправить ситуацию и впервые за 5 лет снизить темпы роста. Удалось также снизить смертность от туберкулеза среди детей. Вакцинацию новорожденных против туберкулеза удалось поднять до 94%, а ревакцинацию препаратом БЦЖ — до 96%. Но положение по-прежнему остается весьма тревожным.
Сегодня группа детей с повышенным риском заболевания туберкулезом в стране в 40 раз превышает число детей, больных активными формами туберкулеза. А значит — это потенциальный «резерв» страшной болезни. Таких детей нужно ежегодно оздоравливать в школьных и дошкольных учреждениях санаторного типа. Их сегодня в Казахстане насчитывается всего 115, на 9 тысяч мест, что не соответствует нынешним потребностям.
А вот какие данные привели специалисты Республиканского научно-исследовательского Центра охраны здоровья матери и ребенка. Во многих регионах Казахстана регистрируется рост гинекологических заболеваний среди подростков и детей. Одной из проблем девочек-подростков является раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи. Почти 4% абортов в стране приходится на возраст от 15 до 18 лет. Аборт, как причина материнской смертности, занимает 7,4 % от общего числа умерших девочек-подростков, а как причина смерти подростков вообще занимает второе место.
Вся эта безрадостная статистика стала поводом для активного, заинтересованного разговора на «круглом столе». Что может сделать бизнес, чтобы помочь исправить сложившееся тяжелое положение, как он должен взаимодействовать с государственными и общественными институтами?
Выступавшие отмечали, что сегодня в Казахстане понятие социальной ответственности «работает» чаще всего на уровне разовых социальных проектов, со стороны компаний имеющих, в основном, рекламные и имиджевые мотивации.
Необходимо прежде всего уточнить само понимание этого явления. По опыту других стран понятие «социально-ответственный» бизнес определяется как: открытая и честная деловая практика, базирующаяся на общепринятых этических ценностях, уважении к своим сотрудникам, акционерам и потребителям, а также на заботе об окружающей среде. Во всем мире признаком устойчивого положения компании на рынке является степень ее участия в решении общественных проблем. Для общества бизнес важен не сам по себе, а тем, насколько он способствует его прогрессу в целом, участвует в решении социальных проблем, влияет на улучшение качества жизни в стране.
Вот и в Казахстане многие отечественные и иностранные компании пришли к пониманию, что понятие корпоративная социальная ответственность гораздо шире, чем только одни только рекламные или имиджевые цели. Она предполагает активное и долговременное участие в осуществлении стратегических социальных программ, которые зачастую отнюдь не противоречат основным задачам бизнеса, а даже способствуют ему.
О такой программе рассказали, к примеру, специалисты известной компании «Procter & Gamble», давно закрепившейся на казахстанском рынке. Совместно с Национальным Центром проблем формирования здорового образа жизни они с 1998 года проводят реализации целой серии информационно-образовательных программ по всей стране.
«Школьная образовательная программа по гигиене полости рта», «Школьная образовательная программа по возрастной гигиене девочек-подростков», «Программа ухода за детьми первого года жизни», «Школа здорового ребенка» — эти программы охватили 19 городов Казахстана, практически во всех областях. Всего в них приняли участие более 1 миллиона 50 тысяч человек, среди них 600 тысяч детей. Образование и обучение населения, несомненно, повысили его уровень информированности в этих вопросах, и позволили людям принимать более правильные решения. Программа работает уже шесть лет и постоянно обновляется новыми учебными, методическими и образовательными материалами. Данный проект является классическим примером эффективной работы и сотрудничества между государством, обществом и частным бизнесом.
А компания Coca-Cola, вот уже не один год осуществляет (среди многих прочих) долгосрочный культурный проект «Асыл Мура», который предусматривает поиск, восстановление и сохранение, а также перенос на цифровые носители лучших образцов народной, классической и современной музыки Казахстана.
У государства до решения этой задачи, возможно, руки не дошли бы еще много лет, а с учетом темпов сегодняшней жизни и всевозрастающего потока информации многие шедевры, особенно народной музыки, могли быть утеряны. А сейчас они останутся навсегда в числе духовных сокровищ страны.
В общем, направления и объемы сотрудничества каждая компания выбирает самостоятельно, с учетом своих планов, возможностей, глубины интегрированности в социально — экономическую систему страны.
Для одной это будет кураторская и спонсорская помощь какому-либо социальному объекту, для другой — обучение медицинского персонала новым методам работы, для третьей — помощь в сохранении культурного наследия.
Например, национальная компания Казатомпром сейчас реализует долгосрочный проект «Стратегическая программа социального развития депрессивных территорий Национальной Компании Казатомпром».
Там, где прежде были полигоны и различные другие объекты атомщиков, по-прежнему живут люди. И вот Казатомпром взял на себя свою долю ответственности за них. Сегодня он за свои деньги строит там школы, детские сады, больницы, ремонтирует водопроводы, осуществляет различные оздоровительные программы для населения.
Компания занимается социальным развитием и улучшением инфраструктуры малых городов и поселков, находящихся в депрессивных регионах, на территориях, где расположены производственные объекты Казатомпрома.
Такой интегрированный подход к решению социальных задач непосредственно в русле своей производственной деятельности наиболее продуктивен, однако, разумеется, его нельзя требовать абсолютно от всех компаний.
Важно, чтобы бизнес смог найти свою нишу, чтобы его социальная деятельность органически сочеталась с его основными производственными и коммерческими задачами. А для этого нужно теснее работать с местными органами государственной власти, интересоваться и знать основные проблемы и потребности региона, в котором компания работает, умело сочетать свой коммерческий интерес и задачи развития города или поселка, причем не только в сфере материальной, но и духовной.