Деньгами кризис не потушишь - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Деньгами кризис не потушишь

Деньгами кризис не потушишь

Казахстанскую экономику опять будут спасать деньгами. После девальвации тенге Президент принял решение выделить 1 триллион тенге в виде “длинных кредитов”. Теперь все зависит от того, как распорядится этими деньгами правительство.

  • 28 Февраля 2014
  • 4140
Фото - Caravan.kz

Пытаться тушить финансовый кризис в Казахстане деньгами по сути то же самое, что гасить пожар бензином: причина кризиса в нашей экономике как раз из-за большого количества денег, которые обесцениваются.

Когда Нацбанк РК девальвировал тенге, его председатель Кайрат КЕЛИМБЕТОВ говорил, как он обеспокоен торговым балансом Казахстана.

“Караван” постоянно пишет о том, что мы слишком привязаны к нефти, слишком от нее зависим. Больше 90 процентов нашего экспорта – это сырье, непереработанные полезные ископаемые. Продавая их, мы на заработанные деньги покупаем за границей почти все товары, начиная от сложного оборудования и заканчивая редиской и картошкой. Это дешевле и проще, чем производить самим. В результате объем внутреннего производства сокращается.

Если в этой ситуации мы просто будем решать все свои проблемы деньгами, то инфляция станет еще больше. Система “деньги = товар” всегда будет стремиться к равновесию, и если ее накачивать деньгами, эти деньги будут обесцениваться, а товар дорожать – элементарный закон экономики. Решать наши проблемы надо на заводах и фабриках, а не в банках. Увеличивать товарную массу. Тогда и тенге будет сильным, и потрясения в мире не будут так на нас влиять.

Из этого следует другой вывод: в прошедшей девальвации есть и иной виновник, кроме Нацбанка. Это правительство Казахстана, в частности, его экономический блок. Именно благодаря его действиям (или бездействию?) в стране почти нет внутреннего производства.

Кризис управления

– Считаю, немалая доля ответственности за девальвацию – на Премьер-министре Серике Ахметове. Он отвечает за финансово-хозяйственные процессы при поддержке Национального банка. Вспомните, после девальвации Премьер пошел на базар посмотреть на цены. Хотя и так было понятно, что цены вырастут, – считает экономист Магбат СПАНОВ.

В целом в Казахстане явно виден кризис управления, полагает эксперт. Правительство строит громадные планы, но не может контролировать, как эти планы реализуются и куда уходят деньги, выделенные на них.

– Президент в течение двух недель провел два совещания: по поводу девальвации и оттока депозитов из банков. В обоих случаях он вынужден был успокаивать население. Но ведь это хозяйственные вопросы, работа правительства и Премьер-министра! Следовательно, у правительства нет достаточного доверия со стороны населения, – делает вывод эксперт. – Но более всего меня удивило, что Президент поручил своей администрации контролировать работу правительства. За что тогда наше правительство получает зарплату?

В экономике главное – человек

Проблема в том, что правительство Казахстана оперирует в основном валовыми показателями, за которыми легко скрыть плохую эффективность. Например, показатели ВВП, инфляции и объема инвестиций. Но кому хорошо от этих красивых цифр? Кто понимает их значение? Зато видим кучу пафосных проектов, которые потом оказываются ненужными.

– Правительству следует перейти с финансовых показателей на макроэкономические. Надо отказываться от таких показателей, как ВВП. Наглядней говорить о ВНП – валовом национальном продукте, тогда понятно, какой продукт произвели только резиденты Казахстана, – считает М. Спанов. – Или, например, ВВП на душу населения, расходы на образование, здравоохранение и социальные выплаты в пересчете на 1 человека. Это все показатели инвестирования в человеческий капитал, потому что из всех факторов производства важнейшим является человек.

В последние годы у нас все больше денег вкладывается в здравоохранение и образование. Но в пересчете на одного человека этого мало. Если в 2012 году ВВП на 1 человека составило 12 тысяч долларов, то на образование было выделено всего 300 долларов, здравоохранение – примерно столько же. То есть примерно по 2,5 процента. Нам надо стремиться повысить этот уровень хотя бы до 6–7 процентов, уверен М. Спанов. Тогда эту работу сможет ощутить на себе каждый.

Шаги к экономике

В экономике тоже надо отойти от больших проектов, считает наш эксперт. Зачем строить крупные предприятия, нацеленные на зарубежные рынки, если нам надо сначала занять рынок собственной страны? А это могут сделать малые и средние предприятия.

Но для начала нужно заново создать фондовый рынок. Если мы намерены развивать у себя нормальную экономику, то у предприятий должна быть возможность занимать деньги не только в банках с их заоблачными процентами, но и у населения.

К слову, создание фондового рынка вполне может вызвать и снижение цен на недвижимость. При условии, что фондовый рынок будет прозрачным и понятным. Сейчас граждане, имеющие достаточные накопления, покупают жилье и землю как инструмент инвестирования. Если фондовый рынок будет хотя бы столь же доходным, то немалая часть этого капитала уйдет в ценные бумаги и начнет работать на будущее страны. Это снизит напряжение на рынке недвижимости.

На что потратим деньги

Что касается выделенного из бюджета триллиона тенге, то Президент сказал ясно: эти деньги должны использоваться для “кредитования малого и среднего бизнеса, на проекты развития обрабатывающей промышленности, а не для того, чтобы закрывать дыры, которые есть, и, во-вторых, кредитование проектов по приоритетным программам индустриализации”.

Хотя некоторые банкиры уже предложили использовать часть денег для индексирования потерь владельцев депозитов или в помощь банкам, которые не знают, как избавиться от проблемных кредитов. Другие считают, что “деньги должны быть направлены на компенсацию потерь вкладчиков ЕНПФ и введение льгот на оплату коммунальных услуг”. Если будет реализовано хоть одно такое предложение, тогда мы придем к следующей девальвации через 2–3 года.

Еще один плохой вариант “распила” – пустить этот триллион через отработанную схему “фонды развития – банки – предприятия”, где на каждом этапе добавляются проценты за кредит, что делает их бессмысленными.

Пожалуй, лучший вариант предложил экономист Ораз ЖАНДОСОВ. По его мнению, выделенные деньги лучше использовать на приведение всех уже выданных инвестиционных кредитов в параметры примерно 7 процентов годовых в тенге и на срок 7–10 лет, исключая госкомпании и сырьевые предприятия.

Теперь придется соответствовать

Национальный центр научно-технической информации Казахстана и корейская компания Reed Elsevier подписали соглашение
о получении доступа казахстанских ученых к крупнейшей в мире реферативной базе данных SciVerse Scorpus.

– Публикация научных работ в изданиях, имеющих авторитет у научного сообщества, – это часть научно-исследовательской деятельности. Подписанное соглашение делает возможным попадание наших научных журналов в базу Elsevier. Теперь первостепенной задачей становится издание в Казахстане таких журналов, которые были бы признаваемыми этими научными базами. Жесткие критерии этих издательств потребует пересмотра всего подхода к научным публикациям: издательской политики, качества предлагаемых публикаций, соблюдения смежных авторских прав, – сказала на церемонии подписания национальной лицензии заместитель председателя Комитета науки Министерства образования и науки РК Ляззат КУСАИНОВА.
Elsevier издает около 2 500 научных журналов, содержащих почти 250 тысяч статей в год, а также предоставляет доступ к архивам научных статей для 4 500 организаций и университетов из 180 стран мира.