Об этом говорится в заключении Высшей аудиторской палаты РК, которое провело аудит в НАО «Фонд социального медицинского страхования»(ФСМС), сообщает «Караван.kz».
По статданным за 2017-2021 годы, показатель общей смертности на 100 тысяч населения увеличился с 715,2 до 961,0. На фоне введенного всеобщего медицинского страхования резко выросла материнская смертность, растет младенческая смертность. Цели системы государственного планирования в здравоохранении, вероятно, не будут достигнуты.
Комиссия Высшей аудиторской палаты закончила проверку НАО «Фонд социального медицинского страхования» в начале этого года. Она обнаружила массу нарушений в работе фонда, как хозяйственных и финансовых, так и стратегических.
И самое важное: Фонд потерял из виду человека – потребителя его услуг, ради которого создали всю эту систему. Все это спровоцировало новые нарушения, которые и обнаружили аудиторы.
Главной целью создания ФСМС было создание новых потоков денег в систему здравоохранения и снижение нагрузки на государственный бюджет. Этого не случилось.
Расходы на здравоохранение за 5 лет выросли в два раза – с 1,6 трлн тенге в 2016 году до 3,1 трлн в 2021 году.
А нагрузка на республиканский бюджет даже увеличилась. В 2020 году бюджет дал фонду 1,4 трлн тенге. Доля государства в финансировании отрасли составил 58 %. В 2021 году бюджет выделил уже 1,8 трлн тенге. Доля государства существенно не сократилась и составила 57,1 %. А без учета частных расходов физических лиц доля финансирования системы здравоохранения со стороны государства в 2021 году составила 83,1 %. "Лишила жизненно необходимого лечения" — родители столичных детей-инвалидов критикуют решение Ажар Гиният
Деньги любят счет. И тишину. ОСМС обеспечило только тишину. С первым у него большие проблемы. С 2020 по 2022 год аудиторы обнаружили нарушений на 57 млрд тенге. Только потому, что Минздрав с 2017 года так и не удосужился четко и понятно разделить перечни медицинских услуг, оплачиваемых за счет средств ГОБМП (Гарантированный объем бесплатной медпомощи) и ОСМС (Система обязательного медицинского страхования). Как оказалось, ни в Кодексе о здоровье, ни в Законе об ОСМС не определены критерии формирования медпомощи, оказываемой в рамках ОСМС. В итоге деньги из одного пакета медпомощи перенаправляются на нужды другого и обратно. Это приводит к нецелевому использованию бюджетных средств и коррупционным рискам.
Бардак в документации позволил создать систему, при которой жители Алматы, Шымкента, Восточно-Казахстанской и Туркестанской областей стали более «белыми людьми» по сравнению с остальными жителями Казахстана.
В 2020-21 годах Минздрав допускал увеличение поправочных коэффициентов отдельным регионам при размещении объемов услуг скорой помощи в 1,5 и более раз. Как раз в это время была пандемия коронавируса, и этим регионам нужны были деньги на покрытие дефицита. Но такое решение говорит и том, что вся система скорой помощи финансируется недостаточно, а, значит, есть пробелы в планировании.
В 2021 году фонд получил 1,5 трлн тенге. В 2020 году – 1,2 трлн тенге. При мониторинге качества и объема оказанных услуг поставщиками фонд выявил дефектов на 9,2 млрд тенге, в 2021 году – на 25,7 млрд тенге. Под дефектом понимается нарушение порядка оказания медицинской услуги, необоснованное отклонение от клинических протоколов, завышение и несоблюдение сроков оказания помощи. За такие вещи фонд обязан наказывать больницы и поликлиники рублем. Но аудит не увидел, чтобы фонд штрафовал своих контрагентов в Астане, Атырауской и Восточно-Казахстанской областях. Иначе говоря, финансовый мониторинг фонда — так себе. Все это говорит о том, что сам фонд не желает обеспечивать контроль качества медицинских услуг.
В заключение комиссия Высшей аудиторской палаты рекомендовала:
— Привлечь к ответственности должностных лиц Министерства здравоохранения, госучреждений и предприятий, допустивших нарушения бюджетного законодательства при использовании активов фонда и средств ГОБМП; Здоровой женщине сообщили, что у нее выпала матка: как можно заработать на Фонде обязательного медицинского страхования
— Рассмотреть персональную ответственность председателя правления ФСМС и его заместителей за ненадлежащую организацию работы;
— интегрировать все-таки информационные системы Минздрава с информационными учетными системами больниц и медцентров;
— определить механизм оценки эффективности деятельности правления фонда с установлением ключевых показателей по полноте, своевременности и качеству медицинских услуг населению.