День терпимости - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
День терпимости

День терпимости

Недавно в Алматы прошла конференция "Казахстанская модель межэтнического согласия". Буквально в это же время мир отмечал Международный день терпимости (не пугайтесь, люди добрые, по-научному - толерантности).

  • 19 Ноября 2003
  • 1304
Фото - Caravan.kz

Как дружно отметили участники конференции, Казахстан — единственное государство в СНГ, где не возникают межнациональные конфликты.
И пусть даже наши граждане слыхом не слыхивали о существовании дня толерантности, предложенного миру ООН еще в 1996 году, они гармонично продолжают жить — если говорить в глобальном масштабе — терпя друга и даже иногда любя.
Правда, согласно данным опроса общественного мнения, проведенного компанией «Комкон-2 Евразия», 68,9 процента алматинцев признали, что в их семьях происходят конфликты.Но все же большинство считает, что конфликты носят не постоянный, а эпизодический характер.
Причем мужчины склонны менее критично смотреть на свои семейные отношения, а женщины с большей степенью готовности признают наличие проблем в семьях. Психологи считают, что в любой семье хотя бы иногда, но возникают ситуации, когда один из супругов или детей оказывает психологическое давление.
Если рассматривать страну как огромную семью, то, конечно, абсолютно идеальной ее не назовешь. Достаточно глубокие социальные контрасты, коррумпированность власти и правоохранительных органов. Но что касается межнациональной политики, то, по мнению заместителя председателя Ассамблеи народов Казахстана Сергея Терещенко, «все народы, населяющие республику, создают единую общность — казахстанский народ». Сегодня в Казахстане проживают представители более чем ста национальностей, действует около 2,5 тысячи религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий. Именно наша страна, по мнению видных зарубежных религиозных деятелей, является примером для многих других: здесь мирно уживаются ислам и христианство, лютеранство, иудаизм и многие другие вероисповедания. Количество верующих за десять лет значительно увеличилось.
На эту тему Институтом философии и политологии МОН РК несколько лет подряд настойчиво проводился опрос. Интересно, что три года назад респонденты называли такие причины, приводящие жителей Казахстана к вере в Бога: ухудшение экономического положения, нарушение правительством социальной справедливости и отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
А в прошлом году итоги исследований оказались несколько иными: причины, в общем-то, остались теми же, но на первое место вышло нарушение властями социальной справедливости, отсутствие перспектив и уверенности в завтрашнем дне и уже затем — ухудшение экономического положения. В том, что экономические причины переместились на третий план, огромную роль, конечно, сыграли своевременная выплата зарплат, пенсий, пособий и их повышение. Но, по мнению социологов, люди все более утрачивают доверие к власти, с которой они сталкиваются ежедневно; этому способствует коррупция, нарушение законов самими представителями власти.
Казахстанцы довольно высоко оценивают роль религии в межэтническом согласии в обществе. Однако, если по отношению к христианству и исламу положительные оценки колеблются , то по отношению к сектам негативное отношение населения растет однозначно. Исследователи сделали вывод: «В казахстанском обществе сохраняется высокая толерантность между представителями различных конфессий».
На протяжении шести лет (а именно этот период подвергался анализу), ситуация практически не изменилась, и лишь для очень незначительного количества респондентов не приемлемо жить в обществе с людьми другой религиозной веры. Однако, подчеркивают специалисты, эту толерантность нужно поддерживать и поощрять, потому что число непримиримых все же возросло с 2,4 процента в 1998 году до 2,8 процента в 2002 году.
Бога, может быть, и нет, но идея его существования ведь хороша!
Если бы жил у каждого в душе свой Бог, жестокости и равнодушия было бы меньше, а терпения и любви — много больше. Школа выживания, в которой мы все учимся сегодня с переменным успехом, к сожалению, вытравила из многих умение понимать, сострадать, сопереживать. К примеру, не так давно компанией «Комкон-2 Евразия» среди алматинцев был проведен опрос на тему: готово ли наше общество помогать любому, кто оступился, в чем должна состоять эта помощь? 45,6 процента респондентов относятся к наркоманам, бомжам и проституткам резко отрицательно. С состраданием, жалостью, пониманием — 21,9 процента. А равнодушно — 17,7. При этом большинство горожан считают, что обществу необходимо добиваться от людей, ведущих асоциальный образ жизни, изменения их поведения. Но добиваться сурово — принудительным трудом в исправительных учреждениях (33,3 процента опрошенных). Но если по отношению к абстрактным людям, которые ведут асоциальный образ жизни, большинство алматинцев высказалось достаточно резко, то к своим близким, которые могут вдруг оступиться, все-таки более снисходительны. На вопрос » что бы вы предприняли, если бы близкий вам человек начал вести образ жизни, не принятый в нашем обществе, 69,5 процента респондентов ответили: «Помог бы любыми способами». То есть граждане готовы быть гуманными, но — избирательно.
Терпимость — это не только способность подставить левую щеку вдогон за правой. Это инстинктивное желание подойти к лежащему на земле человеку — жив ли он? Это элементарная возможность не нахамить в ответ, если тебе нечаянно наступили на ногу. Не насмехаться над верой и убеждениями другого человека, а уважать их.
Автору, к примеру, абсолютно все равно, какой национальности у него под боком живут соседи, лишь бы не шумели по ночам. Хотя и это, в общем-то, можно перенести (если не слишком часто). А самое лучшее пожелание молодоженам, услышанное автором на одной свадьбе, сделал старенький дедушка. На фоне цветистых тостов и пошловатых речей, он встал и задумчиво сказал: «Что ж, пусть попробуют терпеть друг друга…».