Остается неясным, правда, кто в здравом уме захочет вложить деньги в прогнившее хозяйство? Только в южной столице едва ли не каждый месяц взрываются теплотрассы.
Монополисты упорно стоят на своем: тарифы непременно будут расти, ведь тепло-, водо- и энергохозяйство требует капремонта. Как справедливо заметили участники экспертного обсуждения “Коммунальные тарифы: движение по замкнутому кругу”, состоявшегося в Алматы, ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве напоминает фильм “День сурка”. Тарифы постоянно растут, трубы и сети, несмотря на это, требуют модернизации, и вновь все возвращается к необходимости повышения тарифов.
– Треть семейного бюджета и пенсий казахстанцы тратят на оплату коммунальных услуг, – говорит координатор проектов и программ социсследований Института общественной политики партии “Нур Отан” Салтанат ЕРМАХАНОВА. – Каждый второй опрошенный среди главных проблем своего региона указал рост тарифов ЖКХ.
Неподъемная ноша
Председатель общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК считает, что прошедшая девальвация в ближайшее время “съест” все предельные инвестиционные надбавки к тарифам, которые коммунальщики получали с 2009 года.
– До 2009 года, что бы монополист ни просил у Агентства по регулированию естественных монополий, вместо верблюда получал барана, который подходил под текущий коридор инфляции. С 2009 года в тарифы разрешили закладывать инвестиционные надбавки – на обновление и модернизацию сетей. Но сейчас этих денег хватает только для поддержки штанов.
Из программы модернизации ЖКХ до 2020 года явствует, что 550 миллиардов даст бюджет, а 452 миллиарда будут получены через тарифы. Но все дело в том, что тарифная часть уже потрачена. Чтобы собрать нужную сумму, по идее, тарифы теперь нужно удваивать. Понятно, что для населения это неподъемная ноша. Поэтому программа и топчется на месте.
Ау, инвесторы!
Аманжол АЛПЫСБАЕВ, зампредседателя Агентства РК по регулированию естественных монополий, попытавшись, как он выразился, “пробить пятиметровую стену непонимания”, продемонстрировал свой вариант выхода из создавшейся ситуации:
– Тарифные деньги – это тупик, монополистам нужны внешние заимствования, длинные кредиты. Законодательство гарантирует инвестору возврат средств, все просчитано.
Впрочем, на вопрос, существуют ли на сегодняшний день реальные инвесторы, готовые вкладывать средства в убыточное коммунальное хозяйство, антимонопольщик ответил отрицательно.
Понятно, что нужно быть оптимистами, смотреть в будущее и за деревьями видеть лес. Только вот очень тяжело объяснить 70-летней читательнице “Каравана” про тяжкие проблемы монополистов, необходимость поиска инвесторов, “длинные кредиты” и тому подобное. С пенсии в 25 тысяч тенге ей приходится платить за “однушку” 13 тысяч. Как жить целый месяц на оставшиеся 12?