День Победы, как он от нас далек… - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
День Победы, как он от нас далек…

День Победы, как он от нас далек…

С тех пор, как в Узбекистане День Победы был переименован в День памяти и почестей, смысл праздника в корне изменился.

  • 12 Мая 2005
  • 1207
Фото - Caravan.kz

В то время, когда в России, Белоруссии, Украине, Казахстане и других странах бывшего Советского Союза проходят торжества по случаю 60-летия победы над фашистской Германией, в Узбекистане появился еще один день поминовения усопших.
Сама трактовка Великой Отечественной войны, тихо переименованной во Вторую мировую, в Узбекистане оригинальна.
Оказывается, наши деды и прадеды шли на войну не ради своей родины, а ради идей, к примеру, Иосифа Виссарионовича Сталина. Умирали не ради отчего дома в Хорезме, Намангане, Коканде, Ташкенте, а как наемники на той чужой войне. Поэтому узбекскими властями и признана формулировка «Вторая мировая война».
Последний Указ Каримова о награждении ветеранов почетной медалью в честь 60-летия Победы имеет эти две полярные формулировки «Великая Отечественная» и «Вторая мировая». Это только на первый взгляд одно и то же событие, по сути — две войны, в одной из которых участвовали воины из Узбекистана.
По мнению многих из них, они сражались не только за Родину, но и за весь СССР. Термин «Вторая мировая» к этому никакого отношения не имеет.
До слез пробирали телетрансляции из России и Казахстана. Воспоминания ветеранов, военные марши, песни — все это не могло оставить равнодушным никого. Узбекское телевидение тоже транслировало нечто подобное, однако в полной мере праздничным его назвать язык не поворачивается. С утра 9 мая было довольно влажно после прошедшего накануне дождя, и вместе с соседями мы пошли на кладбище. Помянули по мусульманским обычаям умерших, благоустроили могилы родственников, но духа тех прошлых праздников не было.
В приватных разговорах многие аксакалы говорили о том, что День Победы был переименован неправильно, приводили аргументы, доводы, но вслух, в камеры телевизионщиков они говорят совсем о другом.
Видимо, в глубине души все свыклись с мыслью об утере этого праздника. В тишине своих домов они поговорят о той великой победе, выпьют фронтовые «сто граммов», прослезятся по поводу друзей, не вернувшихся с полей брани, а на публике убеленные сединой аксакалы автоматически расскажут о фронтовых буднях.
Однако при всем при том ветеранов не покидает ощущение их ненужности обществу. По Указу Каримова каждому ветерану, кроме памятной медали, также выдали по 20 тысяч сумов единовременно. Этих денег (около 20 долларов — прим. А.А.) хватит на приобретение одного мешка казахстанской муки первого сорта плюс на оплату 15-20 поездок на общественном транспорте по городу. Дело в сумме денежного вознаграждения. Можно проявлять свою заботу о ветеранах во время встреч с учащимися школ, студентами, трудовыми коллективами предприятий, благодарить их и кланяться до пола. Но если благодарность тем людям, кто сохранил мир, кстати, и на нашей благодатной узбекской земле, измеряется одним мешком муки — это не просто неуважение, это — унижение наших дедов, прошедших пыльными дорогами до Берлина.
В Узбекистане пытаются стереть память о тех временах, когда все народы СССР жили единой семьей. Глубинные мотивы подобных поступков можно углядеть в последнем по времени интервью президента Узбекистана российской «Независимой газете», когда глава государства говорит об отношении в прошлом к узбекскому народу как к людям второго сорта.
Но эти заявления ко всему узбекскому народу имеют такое же отношение, как классический балет к стратегическим ракетам.
Сегодняшние школьники мало что знают о Великой Отечественной войне, подвигах советских людей во имя мира не только в тогдашнем СССР, но и во всей Европе.
Война по нынешним учебникам преподносится как событие, происходившее в ином мире, а узбекистанцы, участвовавшие в войне — чуть ли не наемниками.
Без прошлого нет будущего. Это справедливое утверждение сегодня как никогда актуально для современного Узбекистана. Историю нельзя переписать, но официальный Ташкент пытается это сделать.
В данной связи возникает вопрос: можно ли начать жить «с чистого листа»? Стоит ли это делать, и если да, то зачем? Когда-то еще на заре переименования Дня Победы в День памяти и почестей президент Каримов отметил, что этот праздник мы, то бишь узбекский народ, понимает глубже. И за этими словесными хитросплетениями скрывается одна-единственная цель — сделать наших детей людьми без роду и племени.
День Победы, как он сейчас от нас далек…