Своеобразный «юбилей» одного из них отмечается завтра. Ровно восемьдесят пять лет назад,10 июля 1925 года, в американском городке Дейтоне (штат Теннесси) начался так называемый «Обезьяний процесс» — суд над учителем Джоном Скоупсом. Его обвиняли в нарушении закона, запрещавшего преподавать теорию эволюции Дарвина, который к 1925 году был введен в пятнадцати штатах.
Судебный процесс был начат по инициативе аптекаря Фреда Робинсона. В то время экономика Дейтона находилась в упадке, численность населения постоянно сокращалась. У Робинсона и нескольких его товарищей появилась мысль, что какое-нибудь шумное судебное дело привлечет внимание общественности, туристов и инвесторов. В результате Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате минимального штрафа в сто долларов. Закон, запрещавший преподавать теорию Дарвина, оставался в силе вплоть до 1967 года. Процесс вызвал широчайший резонанс во всех странах мира.
Можно воспринять этот факт как курьез, рецидив оголтелого религиозного фанатизма и вообще дела давно минувших дней. Однако «дело аптекаря Робинсона» живет и сегодня. Пару лет назад уже в современной России разразился скандал: школьница Маша Шрайбер подала иск к Министерству образования РФ за нарушение прав человека путем «безальтернативного навязывания теории Дарвина». Правда, довольно скоро выяснилось, что процесс затеяли с целями бесконечно далекими как от науки, сеющей свет истины, так и от религии, призванной спасти наши грешные души. Изначально это была циничная постмодернистская акция, которую отец школьницы предпринял для собственного пиара.
А вот и наш, казахстанский пример. Заслуженный артист РК, депутат мажилиса Бекболат Тлеухан потребовал запретить преподавать школьникам теорию естественного отбора и эволюции Дарвина «не столько в пользу религиозной концепции возникновения жизни, сколько ради восстановления научной справедливости».
Опять курьез? Да нет, не так все безобидно. До нового «обезьянего процесса» у нас пока не дошло, но случай с мажилисменом — показательный. Сегодня нападки на теорию Дарвина приобретают системный и порой агрессивный характер.
В свое время Фридрих Энгельс писал: «Невежество — демоническая сила. Оно еще принесет человечеству немало бед». И — как в воду глядел. Креационизм набирает силу и рвется в школы. Появляются даже «учебники», в которых напрочь отрицаются все достижения и доказательства науки, а идея создания мира всеблагим Творцом проводится неуклонно и вопреки всем рациональным возражениям. Они издаются тысячными тиражами.
Я сам держал в своих руках такой российский учебник «Общая биология» для десятого-одиннадцатого классов, содержание которого его автор Сергей Вертьянов, в аннотации назвал «преподаванием биологии на православной основе».
Его содержание можно определить кратко: Дарвин устарел, теория естественной эволюции — ложь, самостоятельно жизнь возникнуть и развиться не могла, все научные открытия только подтверждают факт существования Высшего Разума. По сути, автор отвергает всю современную биологию. И такие «учебники» плодятся в странах СНГ, как грибы.
Что такое креационизм, или «теория сотворения»? Согласно энциклопедическому словарю — «религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего». Креационизм отрицает существование эволюции и, в частности, считает, что Бог сотворил человека таким, каким он является сегодня. С эволюционной же точки зрения вид Homo sapiens (человек разумный, современный) является результатом длительной эволюции и имеет общего предка с обезьянами. Как известно, Библия (Ветхий Завет) полностью базируется на креационистских представлениях.
Идея Дарвина была революционной в силу полной неожиданности выводов. Возникновение новых видов невозможно наблюдать в повседневной жизни. Интуитивно, по собственному, весьма маленькому, жизненному опыту, ее человеку трудно принять. Живые организмы явно во много раз сложнее любых объектов неживой природы. Жизнь выглядит сотворенной — значит, должен быть и Творец.
Значительная часть проблемы с принятием эволюционной теории заключается в необходимости осмыслить процессы, происходящие на протяжении очень долгого времени. Столь длительные периоды несопоставимы с индивидуальным опытом, и их невозможно себе вообразить.
Нападки на теорию Дарвина идут под лозунгом «свободы и альтернативности» мнений. Сама по себе данная идея справедлива и даже тривиальна — она означает лишь констатацию права человека на свободу совести. Это право признано во всех демократических странах и закреплено в Конституции Казахстана.
Но вопрос в другом: можно ли в младших классах государственной (а не частной) школы преподносить креационизм детям (о чем в последнее время поступают частые предложения)? Зачем же знакомить детей с тем, что будет опровергаться в старших классах на уроках биологии?
Одно дело, если в старших классах ввести такой предмет, как религиоведение или история мировых религий. И совсем другое, когда на неокрепшие умы будут воздействовать две в корне противоположных идеологии — религиозная и естественно-научная. Тут недалеко и до раздвоения личности…
Нынешняя борьба с дарвинизмом характерна не только для стран СНГ, но и для развитых стран Европы.
Например, в 2004 году правительство Сильвио Берлускони попыталось запретить преподавание эволюции в итальянских школах.
В 2006 году заместитель министра образования Польши Мирослав Ожеховски назвал эволюцию «ложью».
В 2007 году министр культуры земли Гессен (Германия) Карин Вольф, выступила за преподавание креационизма в школах.
Так что это — тенденция, и весьма тревожная. Нобелевский лауреат, российский академик Виталий Гинзбург считает такое явление результатом растущего невежества огромных масс современных людей.
Несмотря на все успехи образования, подчас оно заменяется суррогатами. О чем говорить, если по данным опроса социологов из авторитетного российского Левада-центра тридцать четыре процента россиян с высшим образованием за год не прочли ни одной книги! Вряд ли ситуация с чтением лучше и в Казахстане…
Научные знания для огромного числа людей — по их собственной лени и равнодушию — становятся недоступными.
Когда Дарвин создавал свою теорию, он, конечно, не знал еще очень многих вещей, которыми потом обогатила человеческое знание наука. Не мог тогда он и убедительно объяснить, как, каким образом, через какие материальные элементы мира действует в природе естественный отбор.
Дарвиновскую теорию можно уподобить огромному дереву, на котором исследователь открывает все новые и новые цветущие ветви. За последние годы возникли новые виды науки — палеоботаника, эволюционная генетика, цитология, микробиология и многие другие. Все они вносят в копилку человеческих знаний все новые открытия, подтверждающие выводы Дарвина.
Известные ученые подтверждают: да, Дарвин устарел (ведь прошло полтора века и несколько научных революций!). Как устарел Коперник, с его круговыми, до Кеплера, орбитами планет. Или Нильс Бор, с его планетарной моделью атома. Просто наука не стоит на месте, она постоянно развивается и обогащается новыми открытиями и фактами. Проще всего любые противоречия объяснять чудесным вмешательством Творца. Или экспериментом инопланетян, которые зачем-то создали жизнь на Земле, а теперь наблюдают за нами, как за букашками в колбе.
К счастью, разум в научном сообществе и в обществе Казахстана пока побеждает. Это подтверждают и мнения видных казахстанских ученых — биологов.
— Сегодня мы наблюдаем настоящий «взрыв» новых научных открытий, раскрывающих тайны живой природы. И все они входят новыми элементами в дарвиновскую теорию эволюции. Ее же подтверждают новые научные достижения в области генетики, — считает директор Института общей генетики и цитологии Лейла Джансугурова. — Наш институт, например, проводит работы, направленные на возрождение исчезающих видов казахстанских хвойных деревьев, в сфере животноводства и сельского хозяйства.
Ученые трудятся над созданием новых сортов картофеля, устойчивых к вредителям, различных сортов пшеницы для районов с солончаковыми почвами. Идут генетические исследования влияния радиации на человека в череде нескольких поколений, анализ генных и хромосомных мутаций жителей зоны Семипалатинского полигона, рабочих уранодобывающей промышленности.
Институт Экспериментальной Биологии осуществляет криогенную заморозку и создает банк генов местных сельскохозяйственных животных. В Институте Ботаники и Фитоинтродукции проводятся селекционные эксперименты с яблонями, там стремятся воссоздать и сохранить в новых условиях знаменитый алматинский апорт. Все эти и многие другие работы служат новым подтверждением теории Дарвина. Идея Творца, как научная теория, здесь не находит применения.
Но вопрос остается. Невежество, поддерживаемое сегодня СМИ и крайними формами религиозного фанатизма, оснащенное современными средствами коммуникации, ведет упорную атаку на эволюционную теорию Дарвина.
Борьба между научным знанием и интуитивными религиозными постулатами продолжается…