Среди семи перспективных пилотных кластеров нефтегазовое машиностроение занимает особое место. С ним связывают будущее всего Казахстана. Развитие кластера нефтегазового машиностроения невозможно без создания индустриально-логистического центра. Так считают мужи от структур, занимающихся внедрением инновационных технологий в регионе.
Сам кластер нефтегазового машиностроения также будет реализован в Западно-Казахстанской области с учетом машиностроительных компаний и нефтегазовых месторождений.
Но на сегодня проблемы развития сектора машиностроения в Западно-Казахстанской области настолько серьезные, что поднять эту отрасль на новый уровень существующими методами не удается.
Причин тому множество, назовем некоторые из них. В первую очередь, это неразвитость финансовых инструментов для долгосрочного финансирования. Банки второго уровня не желают работать с финансово несостоятельными предприятиями.
У большинства из них многомиллионные долги, погашение которых продолжается вот уже в течение нескольких лет.
Еще один минус — стихийная реструктуризация предприятий этой отрасли в период массовой приватизации.
Плюс к этому — морально и физически устаревшие основные фонды, в первую очередь, оборудование. На таком оборудовании, на каком выпускают продукцию наши заводы, уже давно никто не работает.
Ситуация усугубляется еще и тем, что создание рыночных отношений привело к потере основных потребителей машиностроительной продукции. Это же обстоятельство привело к усилению импорта. Та же китайская продукция значительно дешевле, да и по дизайну выигрывает. Невостребованная отечественная продукция годами залеживается на складах, в дальнейшем ее выпуск становится бессмысленным.
К тому же нынче не те времена, чтобы работать себе в убыток. Почти все машиностроительные заводы являются акционерными обществами со всеми вытекающими юридическими и финансовыми последствиями.
Еще один отрицательный момент: почти все заводы действуют обособлено. А в условиях рыночных отношений самостоятельное функционирование зачастую ни к чему хорошему не приводит, нужно консолидироваться, кооперироваться, чтобы быть востребованными на рынке и выпускать достойную ликвидную продукцию.
Несмотря на заявления властей, эти предприятия не чувствуют реальной финансовой поддержки. Кредитование их идет на одних и тех же условиях, что и более ликвидные виды бизнеса. Хотя отрасль специфичная и выпускает специфичную продукцию.
Для того, чтобы выжить в условиях рынка машиностроительным предприятиям рекомендуют взять курс, ориентированный на конкретные рынки, в частности, нефтегазовый (для этого и создается кластер), энергетический, железнодорожный, агроиндустриальный и т.д. Немаловажным является решение финансового вопроса, в частности, речь идет о необходимости долгосрочного кредитования, развития отраслевого фондового рынка, лизинга, страхования, в общем, при желании инструментов для финансирования достаточно, нужно лишь выбрать наиболее выгодный и приемлемый.
Отечественные разработчики схемы развития отрасли предлагают создать условия для участия государственных и негосударственных финансовых институтов в продвижении продукции машиностроительного комплекса.
В качестве примера они выдвигают следующий аргумент. Мол, при покупке американского оборудования любая нефтяная компания может получить сравнительно дешевый кредит Эксимбанка США.
Таким образом, вытесняются отечественные производители, причем, такое вытеснение носит долгосрочный характер, с учетом грамотной политики американских компаний в сфере послепродажного обслуживания и маркетинга «старых» клиентов. Это означает, что происходит «привязывание» нефтедобывающих компании к американской машиностроительной компании и образование устойчивого кластера «добыча нефти в России и Казахстане — производство оборудования в США».
Получается настоящая экспансия американского оборудования и всего остального, бороться с которой очень сложно, ибо наши финансисты не желают поддерживать столь долгосрочные проекты.
А дешевый кредит — это из мира сказок. Хотя льготное налогообложение могло бы оказать значительное подспорье в развитии отрасли. На это нацелены действия местных властей, которые как раз и предлагают создать зону льготного налогообложения.
В качестве рынка применения машиностроительной продукции называют крупные секторы экономики, в первую очередь — нефтегазовый комплекс, железную дорогу, энергетический, оборонный комплексы, а дальше по нисходящей: строительную индустрию, агроиндустрию, пищевую промышленность, товары народного потребления.
Но опять-таки, предлагаемая продукция должна отличаться качеством и низкой ценой.
В целом экономисты подсчитали, что для создания индустриально-логистического центра в Западно-Казахстанской области есть все условия. Это машиностроительные заводы, предприятия нефтегазового комплекса, транспорт и логистика, малые машиностроительные предприятия, инновационные организации и т.д.
Здесь же нужно учитывать возможность перехода предприятий на технологический аутсорсинг с ведущими российскими машиностроительными компаниями. Об этом тоже шла речь буквально вчера на заседании правительства. Сам президент требует наиболее действенных мер в этом направлении.
Создание индустриально-логистического центра даст толчок и для развития нефтехимического комплекса Западно-Казахстанской области на базе Карачаганакского газоконденсатного месторождения.
А машиностроительные мощности ЗКО могут быть загружены обслуживанием нефтеперерабатывающей и химической промышленности с изготовлением крупногабаритных и средних теплообменников, емкостей для нефтехимии и т.д.
Развитие кластера поспособствует и развитию всего региона. В целом, по мнению президента страны, «кластерное развитие станет примером реальных партнерских отношений между частным сектором и государством».
Для формирования каждого кластера нужны четкие механизмы взаимодействия и координации финансовых институтов развития, а также единые критерии отбора инвестиционных проектов, — считает глава государства.
Н. Назарбаев поручил правительству изучить вопрос развития высокотехнологичных производств в Казахстане и внести соответствующие предложения в первом квартале 2006 года. На местах, в частности, в ЗКО власти уже подготовили проект развития нефтегазового кластера.
Дело за правительством, которое уполномочено утвердить весь разработанный план и дать добро на его запуск.