Дело пиратское свято... - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дело пиратское свято...

Дело пиратское свято...

Больше 62 тысяч пиратских экземпляров видео- и аудиокассет изъяло в различных торговых точках Алматы городское управление юстиции. 20 миллионов тенге, вероятно, вскоре показательно крякнут под гусеницами бульдозеров. Предмет ли это для гордости ревнителей закона - вот в чем вопрос.

  • 20 Ноября 2002
  • 995
Фото - Caravan.kz

Во всяком случае, в отчетах эта акция будет упомянута неоднократно, как большой и закономерный успех в борьбе с нарушителями, блудливые загребущие руки которых не знают покоя в деле подделки нежного культурного товара и обмана доверчивого покупателя.
Главным достижением блюстители порядка считают даже не материальный урон хитроумным дельцам, а то, что теперь в южной столице станет куда больше «правильной» продукции. И надо де неуклонно стремиться к тому, чтобы именно ею и было заполнено100 процентов рынка. Лично у меня, как у потребителя, возникает зудящая догадка и сильное беспокойство в области кошелька. Ибо мне, безусловно, приятно быть законопослушной гражданкой и покупать исключительно в фирменных магазинах исключительно лицензированную продукцию. Но денег жалко, потому что гады-пираты ухитряются достигать-таки вполне приличного качества, и за сумму в несколько раз меньше можно слушать любимого певца безо всякого ущерба для здоровья и семейного бюджета. Утешить, причем надежно, любителей музыки и кино может тот факт, что армия пиратов не сдается, не уменьшается, а наоборот — крепит свои ряды и техническую мощь. Упаковку кассеты или диска фиг отличишь от лицензионной, предательскую бегущую строку на видео давным-давно убирают с помощью компьютера. Даже голограмму, бывает, приклеят баловники для понта — нате, мол, вам, бдительные вы наши. Одно лишь пока не освоили — свежую придумку неугомонных японцев, которые разработали специальные водяные знаки для защиты видеодисков DVD. Но, думается, что на каждую такую заковыку найдутся хорошие мозги, в том числе, и у нас в отечестве. К примеру, по данным того же управления юстиции, на старейший и солиднейший магазин южной столицы «Мелодия» работал целый подпольный цех, производя продукцию высокого пиратского качества.
Наивный вопрос — почему это так раздражает служителей Фемиды? Неужели они ночей спать не могут, зная, что Энрике Иглесиас не получил из Казахстана свои законные авторские за тиражирование его приторного голосочка? Ведь поди, не оголодал он от этого, не пошел по миру. А с какой стати мы должны приплачивать многочисленным заслуженным «фанерщикам» СНГ, которые нас, то есть публику, не уважают и при этом деньгу гребут лопатами, ась? Потребитель знает одно — цена и качество его устраивают, но знать ничего не знает про закон об авторском праве, который государство, назвавшись цивилизованным, должно блюсти.
Авторское право среди других категорий гражданского права — совсем дитя, и двухсот лет не наберется. А стихи или, скажем, музыку стали считать личной собственностью лишь в середине позапрошлого века. В Бельгии был принят закон, гласивший, что только сочинитель может использовать плоды своего интеллектуального труда в любой форме и любым способом, остальные же граждане обязаны воздерживаться от посягательств на его законные права. Вскоре и другие европейские страны сочли нужным оградить свои таланты от копирования и подделок. В Советском Союзе авторское право защищалось гражданским кодексом, но только касательно гонорарной части. Во всем остальном государство считало творческого человека своей исключительной собственностью — писатель или композитор не мог по сути распоряжаться судьбой своего произведения, у него никто и не думал спрашивать разрешения на использование, к примеру, названия для производства мыла или конфет. В 1996 году Казахстан принял новый закон об авторских правах , проект которого, кстати, разрабатывался на основе пяти международных конвенций, а на ассамблее парламентов СНГ был признан одним из лучших нормативных актов.
Итак, закон не оставляет сомнений: автор — есть единственный владелец прав на свое произведение, и без его согласия никто в мире (при жизни бесценного автора) не может использовать в своих корыстных целях даже кусочек из его шедевра. Если же автор покинет грешный мир, то плодами его труда никто не вправе распоряжаться прежде, чем через пятьдесят лет (в старом законе доступ разрешался вдвое быстрее). Кары расхитителям чужих сочинений закон сулит немалые — либо штраф, либо, согласно статье 184 уголовного кодекса РК, до пяти лет лишения свободы как с конфискацией имущества, так и без оной. Но такие суровые прецеденты в отечественном судопроизводстве не отмечены. Зато законодатели идут в ногу со временем, и сейчас готовятся дополнения к закону об авторских правах , учитывающие широкие возможности их нарушения с помощью Интернета. Правда, не совсем понятно, каким образом комитет по правам интеллектуальной собственности при министерстве юстиции РК, призванный неусыпно бороться с пиратством, сможет ухватить так легко ускользающие нити всемирной паутины и прижать какого-либо провайдера, «забывшего» спросить позволения на размещение на сайте романа современного классика. В республике существует Казахстанское авторское общество, созданное, собственно, самими нашими авторами. Их права оно защищает постфактум : заметил гений, что у него «сплагиатили» что-либо, он идет в общество, а уж оно потом, решившись на иск, мается в суде. Дело доказательства плагиата — непростое, долгое, нервное. Легче уладить конфликт, буде он возникнет, в досудебном порядке, мирно — чем, в общем-то, чаще всего и занимается данная организация.
…Давить катками ни в чем не повинные кассеты проще всего. К тому же, эффектно для телекамер. Подобное с точки зрения небогатого меломана варварство производится во многих странах, но там это выглядит как назидание, как символ неизбежного фиаско подпольных студий и левых продавцов. У нас — как главный итог расследования. Меж тем пиратство туго закручено в клубок экономики. Там, где у граждан в кошельках негусто, оно не исчезнет никогда. Слушать музыку, хохотать или плакать над фильмами хотят все, купить дорогущие — то есть, оберегающие своей ценой права авторов — кассеты могут единицы. Теневой многомиллионный бизнес неистребим, потому что давно приучен «отстегивать» кому надо. И как бы ни желали множить свои доходы популярные и не очень музыканты, актеры, режиссеры и авторы хитов-однодневок , от бедной страны им ничего не обломится. Какой бы распрекрасный закон не был в ней принят.