Дело пахнет керосином: исчезнут ли междугородние пассажирские перевозки в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дело пахнет керосином: исчезнут ли междугородние пассажирские перевозки в Казахстане

Дело пахнет керосином: исчезнут ли междугородние пассажирские перевозки в Казахстане

Автобусное сообщение может остаться только в городах. И только потому, что перевозчики в мегаполисах помимо ежедневной выручки получают неплохие субсидии от государства. Учитывая, что электричек у нас нет, а авиабилеты запредельно дороги, выход один – или такси, или пешком.

  • 1 Октября 2019
  • 1523
Фото - Caravan.kz

Междугородние пассажирские перевозки когда-то были золотой жилой. Подержанные, но в прекрасном состоянии автобусы, так же как и легковушки, стоили за рубежом дешево даже для наших покупателей. Прибыль перевозчику – гарантированная и стабильная.

Государство, требуя от выигравших тендеры в городах соблюдения графика движения и времени выхода на маршруты, в перевозки между городами не вмешивалось абсолютно.

Вези – куда хочешь, на чем хочешь и рейсов делай, сколько угодно. Да и не надо было вмешиваться: перевозчики старались пассажиров ублажить, как только могли.

Что страшнее – автобус или дорога?

Перевозчики готовы выложить немалые деньги и обновить парки качественным западным старьем, чем каждый день ремонтировать то, что рассыпается на глазах.

– Цены на билеты мы не поднимаем, а курс валюты растет и растет. То есть при тех же доходах платить за технику, покупаемую за рубежом, мы должны на порядок больше, чем несколько лет назад. Повышать цены на билеты – начнут возмущаться люди, станут, наверное, ездить на такси, тогда как сейчас большинство предпочитает автобус. И самое главное – это изменение правил ввоза в Казахстан подержанной автотехники. Сейчас растаможка составляет половину ее стоимости, – говорит директор ТОО “Канатжан и К” из районного центра Саркан Жалел САСАНБАЕВ. – Прибавьте еще все затраты на доставку – получится совершенно нереальная сумма.

– Год назад вы говорили, что скоро проблема старения автобусов встанет жестко. И вот она встала?

– Думаю, что теперь – да. Ведь никакую технику нельзя ремонтировать до бесконечности. Все запчасти, каждый болт, каждую гайку приходится покупать в дальнем зарубежье. И с каждым годом запчастей требуется все больше и больше. Техника стареет. Цены на билеты те же, а перевозки с каждым годом обходятся все дороже и дороже. Взять кредит в банке и купить хотя бы два-три новых автобуса (а каждый стоит под полмиллиона долларов) плюс банковские проценты – это я до конца жизни не рассчитаюсь. И такая ситуация по всему Казахстану. И уж точно – на юге, а это ведь самый густонаселенный регион. А дороги? Их и дорогами-то назвать нельзя! Технику почти после каждого рейса приходится ремонтировать. Еще пару лет я и коллеги-конкуренты продержимся, а потом автобусы развалятся окончательно и бесповоротно.

Китай шофера не спасает

– Ну и отправьте на свалку старенькие “Сетры” – сейчас появились вполне комфортабельные микроавтобусы, даже сиденья там с высокими спинками, как в междугородних…

– Это максимум пригородные перевозки. Микроавтобусы короткие, и при езде на большие расстояния пассажиров просто укачает. Даже тех, кто обычно морской болезнью в транспорте не страдает. Ну а автобусы китайские говорят сами за себя. Они красивые, комфортабельные, вполне доступная у них цена, но на наших дорогах их хватит максимум на пару лет. И тут уже не поможет никакой ремонт.

– Так что же будет через названные вами пару лет? Ведь из любого положения всегда есть выход!

– Выход – государственные субсидии. Мы никогда ничего у государства не просили, и пассажиры не жаловались. Пока не изменились правила ввоза подержанной автотехники. Хотя пассажирские перевозки в Казахстане – это ведь не сеть дорогих магазинов. Мы работаем для простых людей, у которых выбора нет: надо ехать – значит поедешь. Если только один район в стране перевозит в год до 500 тысяч пассажиров (и это мы считали только по проданным билетам), это что-нибудь значит?! Почему в будущем нет никаких перспектив в междугородных перевозках в Казахстане

– Почему же междугородними перевозками никогда не занимались алматинские автопарки – с их южностоличной деловой хваткой и возможностями?

– А зачем им заниматься тем, что не субсидируется? Вот перевозки по Алматы и пригороду – это очень привлекательно. Ну а в районах работу и условия для бизнеса не выбираешь.

И себе, и людям

За десятилетия работы междугородние пассажирские перевозки в стране без всяких субсидий стали действительно стабильной и четко работающей структурой. Поверьте тому, кому ездить приходится, – соблюдается расписание, значительно сократилось время стоянок в поселках. Пять минут на перекур и туалет – вполне реально, вместо получаса, как это было когда-то, а время в дальнем пути уменьшилось на несколько часов.

Собрать из аулов и привезти в райцентр выпускников на ЕНТ, учеников на школьные олимпиады, доставить людей на какое-то мероприятие – пожалуйста! Районные акиматы спокойны, местные перевозчики никогда не откажут.

Платят им честно, но, по словам Жалела Сасанбаева, прибыль копеечная.

Он открыл на своих междугородних автобусах два маршрута внутри своего района. Прибыли почти нет. До этого до райцентра добирались на такси. Теперь потихоньку привыкают к тому, что каждый день, в такое-то время, через их аул обязательно проедет автобус. Это дешевле и не надо стоять на обочине и руками махать.

В Семее городские перевозчики недовольны: горакимат обязал из своего кармана рассчитываться за новые автобусы, ввел электронную систему контролирования доходов и электронный контроль нахождения автобусов на трассе. Их бы глобальные проблемы сельским транспорт-никам.

Страшно далеки они от народа, а “Мерс” и “Хаммер” проедут по любым дорогам

Владельцы стареньких автобусов вряд ли станут устраивать акции протеста или писать Президенту. Да и зачем?

Несколько лет подряд с самых высоких трибун нас призывали организовывать бизнес на Алаколе и отдыхать там. Развивая тем самым собственную, а не Таиланда туристическую инфраструктуру. Этим летом на озере действительно было много отдыхающих, застроены или выкуплены практически все пригодные для зон отдыха участки. Сработало!

Но следующим летом, как пишет моя коллега Елена КОЭМЕЦ, по словам хозяев тамошних гостиниц, людей на Алаколе, вполне возможно, опять будет немного. Дороги ужасные, а хозяева многочисленных гостиниц не могут вовремя и по приемлемым ценам привезти продукты или полуфабрикаты…

Алматинская область