Дело о белых нитках и белых платках - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дело о белых нитках и белых платках

Дело о белых нитках и белых платках

Движение "Белые платки" существует уже пять лет. 34 участника этого движения - люди, доведенные до отчаяния правовым пределом, никогда и никому не выдвигали ни каких требований.

  • 26 Августа 2004
  • 2485
Фото - Caravan.kz

Просто методично обходили столичные ведомства, пытаясь обжаловать сфабрикованные полицейскими, прокурорами, судьями против их близких уголовные и гражданские дела,чтобы добиться правды. И вот впервые они достигли реальных результатов.
Орел или решка
Надо сказать, что все эти годы участники движения отстаивали свою правоту не голословно. По словам координатора группы Валерия Карпусевича, у «белых платков» собрана хорошая доказательная база: документы, аудио-видео записи. Но, тем не менее, несправедливо осужденные продолжали отбывать наказание.
«Белые платки» написали письмо Владимиру Путину, которое зачитывалось на заседании Государственной Думы. Женщины просили президента России устроить им встречу с Нурсултаном Назарбаевым. Думские депутаты посчитали, что не вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства, но прошение в администрацию президента Казахстана все-таки отправили. «Белые платки» так же получили письмо от Владимира Жириновского с приглашением приехать, чтобы все обсудить на месте.
Эпизод 1
Судебный процесс по делу Болата Аскарова, обвиняемого в торговле героином, длился больше года. Дважды районный суд города Караганды приговаривал 23-летнего парня к 10 годам лишения свободы в колонии строго режима. Дважды областная коллегия по уголовным делам отменяла решения нижнего уровня. Дело отправляли на доследование из-за однобокости приговоров: свидетельские показания, вещественные доказательства и алиби (в то время, когда полицейские на глазах у понятых ходили «покупать» наркотики, Аскаров у соседей общался по телефону со своей женой — по этому поводу имеется «казтелекомовская» распечатка 40-минутного разговора) почему-то в расчет не брались, а приговоры выносились исключительно по показаниям самих полицейских. Заявления же адвокатов и самого подсудимого о фальсификации дела сотрудниками УБОП УВД Караганды (так, например, по непонятной причине не проводился обыск в квартире Аскарова, которого задержали с особо крупной партией героина — 1,87 г. в кармане) оставались без внимания. Мать Болата Роза Аскарова — участница движения.
Осознав бессмысленность походов по инстанциям, участники движения решились на своеобразную акцию протеста. Подстраховавшись (предупреждения об акции были разосланы в администрацию президента, службу его охраны, депутатам Сената, КНБ РК, Генпрокуратуру и МВД), 12 июля участники движения вышли на площадь перед Парламентом. Митинга с выкрикиванием лозунгов не было. Люди просто молча стояли с портретом Нурсултана Назарбаева — гарантом прав и свобод граждан, два дня подряд, не нарушая ничьего спокойствия. Поэтому и не понадобилась вмешательство бойцов СОБРа, чей автобус все эти дни находился неподалеку от «забастовщиков». Хотя, по словам Валерия Карпусевича, акцию пытались прекратить люди в гражданской одежде: вежливо и ненавязчиво просили разойтись.
14 июля пятеро из движения встретились с госсекретарем Имангали Тасмагамбетовым. Активисты выдвинули свои требования. Они не попросили немедленного освобождения родственников из тюрем, лишь, чтобы дела в судах рассмотрелись объективно и по закону. Чтобы не получать на свои многочисленные жалобы отписки, и результаты проверок надзорных органов «никаких нарушений не найдено». Для этого члены движения предложили создать комиссию для разбирательства по делам их близких. Члены комиссии, по задумке участников движения должны были представлять высшие эшелоны власти.
Тасмагамбетов внимательно выслушал «забастовщиков» и пообещал поддержку — комиссии, ориентированные на работу в разных регионах Казахстана. Распоряжение госсекретаря вышло 28 июля. И именно до этого дня «белые платки» продолжали стоять перед Парламентом.
В состав комиссии вошло 13 человек из администрации Президента, КНБ РК, МВД, Генпрокуратуры, депутаты Мажилиса Парламента и президент ОАО «Газета «Казахстанская правда».
Правительственная комиссия добралась до Караганды в начале прошлой недели. Окончательный вердикт по всем делам после двухнедельной проверки члены комиссии должны вынести 29 августа.
Мало быть правым, надо быть правым вовремя
— Карагандинская область является лидером по числу незаконных арестов, — высказался побывавший в начале августа в Караганде на специальной коллегии областной прокуратуры по итогам полугодия Генеральный прокурор РК Рашид Тусупбеков. — Зачастую в результате некомпетентной работы прокуроров на местах люди вынуждены ехать в столицу. Две недели назад был такой случай. Приехали к нам больше тридцати жалобщиков, устроили митинг на площади. Большинство из них добивается правды несколько лет. На днях мы с представителями администрации Президента организовали прием, выслушали этих людей. И буквально тут же решили шесть дел сразу.
Эпизод 2
8 марта 2000 года Юрий Ковалев из Экибастуза с двумя своими товарищами повздорил со случайным прохожим. Во время ссоры один из приятелей Ковалева ударил прохожего ножом в спину, от чего мужчина скончался через несколько часов. Юрия обвинили в убийстве, хотя настоящий виновник преступления остался на свободе. Другой приятель Ковалева, видевший, как все происходило, и согласившийся дать показания следствию и на суде, внезапно умирает. Его тело со следами насильственной смерти подбросили под окна дома родителей. Мать Юрия проводит собственное расследование и находит еще одного свидетеля убийства. Пожилой мужчина тоже собирался свидетельствовать, но его так же нашли мертвым, с проломленной головой. Однако сотрудники прокуратуры в упор «не замечали» связи между всеми этими фактами. Юрия Ковалева приговорили к 12 годам лишения свободы.
В прошлом году Карагандинская областная прокуратура получила от Генпрокуратуры выговор за большое количество дел, где выносилась мера пресечения — арест.
— В последующем по этим делам Генеральная прокуратура людей оправдывала, — прокурор Карагандинской области Серик Акылбай не скрывал прегрешения своих подчиненных.
Впрочем, прокуроры не очень сильно «засветились», как несправедливая инстанция. Во всяком случае, именно в Карагандинской области. Чего не скажешь о полиции и судьях.
Я не против полиции, я просто боюсь ее
Что заставлет полицейских «стряпать» дела? Одна из причин — банальный отчет и показательная статистика, за отсутствие которой, как правило, следует наказание.
В конце апреля министр внутренних дел РК Зауытбек Турисбеков выступил с резкой критикой деятельности органов внутренних дел. Отдельным руководителям, в том числе начальнику ГУВД Карагандинской области Александру Кулиничу, были объявлены выговоры в связи со слабой раскрываемостью преступлений. Руководителей рангом ниже освободили от занимаемых должностей, включая начальника Осакаровского (район Карагандинской области) РОВД.
Эпизод 3
В июне 2002 года в спальном районе Караганды было совершено разбойное нападение на автостоянку. Неизвестные молодые люди избили двух охранников. Один из пострадавших от полученных травм скончался. По подозрению в совершении этого преступления полицейские задержали семерых парней. Однако их причастность к этому делу полицейские доказать не смогли. Но во время следствия задержанным предъявили три новых обвинения в разбойных нападениях на квартиры. По этому обвинению семеро человек предстали перед судом и получили различные сроки. Областной суд, куда обвиняемые подали апелляцию, пересмотрел дело… и увеличил сроки некоторых из семерки.
До сих пор никто из осужденных не признал свою вину, утверждая, что полицейские «пришили» к ним нераскрытые преступления, чтобы избежать ответственности за незаконное содержание под арестом. Адвокаты подали апелляцию в Верховный суд. Родители осужденных — стояли в белых платках перед Парламентом.

Со дня объявления программы ГУВД по Карагандинской области по борьбе с преступностью прошло чуть больше полтора лет. На улучшение материально-технической базы полиции было потрачено 189 млн.тенге бюджетных средств. Как выразился вице-министр МВД РК Владимир Курбатов, некогда возглавлявший ГУВД Карагандинской области, «полицейских «УАЗиков» на улицах Караганды стало больше».
Но, по словам депутата областного маслихата Олега Боровикова, результат от этих вложений даже не нулевой, а со знаком «минус».
— В Карагандинской области за полтора года внедрения программы произошел взрыв криминогенной обстановки, — доложил депутат на минувшей сессии областного маслихата. — Количество тягчайших преступлений возросло в несколько раз. Так, убийств стало больше на 25%, разбоев — на 22, 9%, эпизодов с нанесением тяжких телесных повреждений — на 22%. Общее число подростковой преступности выросло на 26%. И это при том, что раскрываемость снизилась с 72% до 62. Настоящим кошмаром обернулась ситуация с угоном чужого автотранспорта: угонять стали на 85% больше, чем это было в прошлом году.
Правда, депутат не допустил почему-то мысли, что возможно рост преступности — результат хорошей работы полиции, которая на свой страх и риск стала регистрировать все преступления. Ведь, по словам Владимира Курбатова, процент раскрываемости в МВД сильно завышен: 30% преступлений вообще не регистрируются, а в 60% случаев полицейские уговаривают обратившихся к ним за помощью граждан забрать заявления.
Кстати, замечание вице-министра проиллюстрировал все тот же Олег Боровиков. Он рассказал, что на одного из депутатов областного маслихата (имя которого Боровиков сохранил в тайне) было совершено покушение. Человеку стреляли прямо в голову, благо все обошлось благополучно, спасла случайность. Но полицейские вместо того, чтобы возбудить уголовное дело по факту покушения на убийство, начали следствие по хулиганству. Причем о ходе и результатах следствия ни потерпевшему, ни его близким, ни чего не сообщается.
Еще одна причина «штопки белыми нитками» — корпоративность.
Следователи и дознаватели подделывают заявления, подписи свидетелей, понятых, адвокатов, и даже арестованных. Об этом в 6 августа на обучающем семинаре в ГУВД Карагандинской области заявил заместитель прокурора области Игорь Ким. А управление собственной безопасности, по мнению прокурора, их в каком-то смысле покрывает, из солидарности с коллегами мало выявляет «оборотней» в погонах. За полгода возбудили всего четыре уголовных дела.
Юридический супермаркет
Из выступления Председателя Верховного суда РК Кайрата Мами на республиканском семинаре-совещании «Предупреждение проявлений коррупции в судах — залог доверия населения к судебной власти» 26 мая 2003 года: «Вопросы, связанные с коррупцией, всегда являются предметом острых дискуссий и пристального внимания общества. И если мы сами достаточно часто поднимаем эту проблему, это не свидетельствует о том, что судебная система более других подвержена этому злу. Можно даже утверждать, что в системе правоохранительных органов коррупция менее всего распространена именно в судах с учетом специфики деятельности: принципов конкурсного отбора судейских кадров, особого внимания со стороны общественности, открытости и публичности судебного решения, доступа представителей СМИ».
Судьи сегодня стали независимыми от всех. Фактически они недосягаемы и для самого правосудия. Следовательно, это позволяет им принимать решения, что называется «без закона в голове». В результате они не несут никакой ответственности за принимаемые решения, и это развязывает им руки. Сегодняшнее законодательство позволяет обращаться судье с судебными делами вольно и безответственно. К примеру, если раньше, в бытность советской судебной системы, документы прошнуровывались и скреплялись печатью, то сегодня эта норма отменена. Следовательно, из дела можно изъять все «неудобные» бумаги и, наоборот, вставить все «необходимые». Благодаря этому, из любого преступника и злодея можно сделать «ангела во плоти», а из законопослушного гражданина — законченного негодяя.
Каждая область имеет свою практику судебных разбирательств. Здесь срабатывают разные факторы. Не секрет, что крупные организации зачастую бывают спонсорами всяких программ, ремонта зданий. Поэтому гражданские дела в Караганде, когда истцом выступает обычный гражданин, а ответчиком крупное коммунальное предприятие, судьи автоматически решают в пользу последних. Пусть даже у потребителя огромная доказательная база своей правоты.
Каждый судья имеет определенную схему принятия решений. Физическое лицо может доверять суду в случае, если нет материальной заинтересованности в исходе дела, то есть никто ни с кого не отсуживает миллион тенге.
А уж если в процессе участвует адвокат, дело для простого гражданина будет решаться… не совсем как положено. Практически у каждого вершителя правосудия есть свои адвокаты. Зная, что дело попало к судье Петрову, крупное предприятие нанимает адвоката Сидорова, и в результате получает положительный для себя исход. И рядовому гражданину останутся лишь ничем не доказуемые подозрения, что судья был не чист на руку. По справедливости решаются процессы, где материально никто не заинтересован, например, о расторжении брака.
Эпизод 4
Суд между двумя карагандинскими организациями. Исход дела решался свидетельскими показаниями. В пользу одного из спорящих выступили два свидетеля. Их слова были занесены в протокол судебного заседания. Судья удалился в совещательную комнату. На следующий день решение было вынесено в пользу предприятия, против которого свидетельствовали. В протоколе же свидетельские показания были изменены в совершенно противоположную сторону.
Судебная система сейчас реформируется, чтобы вызвать больше доверия у населения. Идет разделение судов по экономической, административной, семейно-брачной и другим специализациям. Так же в республике отмечается тенденция снижения мздоимства: при «разводе» судья первой инстанции не может дать гарантий, что во второй инстанции его решение останется в силе.
Однако основной костяк судей — процентов восемьдесят — старые работники. Принадлежащие к одному клану, решают дела меж собой по-братски, погрязнув друг перед другом в обязательствах. Требования реформы пока принимает лишь оставшиеся двадцать процентов — поток молодых судей, которые только пришли в систему. Они стараются работать на рейтинг, чтобы областной суд не отменял их решений.
В судебной системе, равно как и у полицейских, существует такое понятие, как отчет. И для того, что бы по судебным разбирательствам был хороший показатель, то бишь мало отмененных дел, у каждого областного суда есть «потолок», который они не переступают. В среднем эта цифра составляет 18% в месяц от общего числа поступивших дел. А это значит, оставшиеся 82% разбирательств, где возможно выносились несправедливые решения, вернутся к страждущим правды в том же виде.
По данным Генерального прокурора РК Рашида Тусупбекова, при уменьшении количества преступлений и соответственно числа уголовных дел, а так же увеличении числа судейского корпуса количество отмененных измененных приговоров Верховным судом не уменьшилось, а в определенной степени возросло — с 5123 в 2002 году до 5195 в 2003-м. Кроме того, в прошлом году высшей инстанцией отменено 123 незаконных оправдательных приговора. Но больше всего нарушений законности допускается судами при рассмотрении гражданских и административных дел. По республике, в сравнении с 2002 годом, число отмененных и измененных Верховным судом решений нижестоящих судов по гражданским делам увеличилось на 5% и составило более 7 тысяч, по административным — с 908 до 2353, или более чем в 2,5 раза.
Если сложить все цифры, то получится, что в прошлом году Верховным судом было отменено и изменено 14 548 судебных актов. Если разделить на 250 дней — количество рабочих дней в году, то получится, что в Казахстане ежедневно выносится около 60-ти незаконных судебных решений. Значит, в каждой области в среднем в день выносится шесть решений, далеких до справедливости.
Вот такая арифметика законности…

фото Вячеслава Бахарева