Новость о том, что Нурбуби Наурызбаева возглавит пенсионный фонд, наше общество приняло неоднозначно.
В 2003 году госпожа Наурызбаева была назначена председателем правления "Жилстройсбербанка", и покинула этот спустя 10 лет после огромного скандала вокруг распределения квартир. Президент Нурсултан Назарбаев поручил «прекратить это безобразие», и почти четыре года о судьбе Нурбуби казахстанцы ничего не слышали.
13 января она стала главой Единого накопительного пенсионного фонда Казахстана, предыдущее руководство которого было арестовано. Райсуд Алматы санкционировал арест топ-менеджеров ЕНПФ на 2 месяца
О том, чего ждать от правления Нурбуби Наурызбаевой нашими пенсионными накоплениями, корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказал известный казахстанский экономист Петр СВОИК.
— Если говорить полушутя-полусерьезно, то назначение, я бы сказал, очень даже соответствующее во всей этой ситуации вокруг пенсионного фонда. Дело в том, что пенсионный фонд давно в острейшем содержательном кризисе. Те задачи, которые ставили при его создании, и близко не выполнены. И пенсионный фонд почти 20 лет своего существования является этаким «чемоданом без ручки». Который не просто трудно тащить, но и который сильно обременяет и самого «носильщика», и всех пассажиров поезда под названием "Казахстан".
Сама по себе накопительная пенсионная система задумывалась Всемирным банком, во-первых, чтобы заменить собой солидарную систему, а во-вторых, чтобы вытащить деньги работающих казахстанцев на мировой рынок ценных бумаг, где они, по идее, должны были преумножаться. Ни того, ни другого не случилось. Солидарная система как была, так и есть, а накопительная пенсионная система в своем названии не имеет никакого обоснования для слова «пенсионная».
На самом деле, пенсии выплачиваются из бюджета, и строка выплаты пенсий в бюджете – самая крупная. Она больше, чем все затраты на государственный аппарат, на национальную оборону и безопасность – это громадные суммы. Они выплачиваются по солидарной системе год от года за счет налогоплательщиков. Если сравнить эту солидарную пенсию с тем, что добавляет нашим пенсионерам ЕНПФ – это где-то всего лишь 9%. Мизер. Кто и как наваривался на деньгах ЕНПФ
Слово «накопительство» тут тоже нужно брать в кавычки. Почти за 20 лет существования накоплено было немало – 6,6 триллионов тенге – это громадная сумма. Но с точки зрения решения проблем пенсионной системы – это копейки. Если эти деньги разделить на число вкладчиков, то получится меньше, чем 700 тысяч на человека. А на такие деньги и год нельзя прожить. Вот и получилось, что эта «накопительная гора» родила мышь.
Весь так называемый инвестиционный доход берется из бюджета. Это вообще издевательство! Ведь если мы откроем бюджет, то увидим еще и скандальную строчку «обслуживание долга». На минфин там записана сумма, равная расходам на все образование. Этот долг и есть выплаты так называемого инвестиционного дохода. Вся эта система держится на средствах налогоплательщиков, ведь никакого инвестирования в реальную экономику и производства нет. Это сплошные спекуляции.
Если даже это не разворовывание – за что посадили очередную «смену», то это, в любом случае, спекулятивная кормушка. Кстати, там даже особо воровать не надо! Там официальные комиссионные, которые начисляют себе сами накопители, — скандальные. Если навскидку, то 68 миллиардов тенге по прошлому году накопители официально начислили себе за свои трудовые подвиги.
То есть, все это в экономическом смысле – вредоносно, а в социальном – бессовестно. Эта система кормит примазавшихся спекулянтов, ничего не дает развитию производства, и дает жалкие копейки самим выходящим на пенсию.
Госпожа Наурызбаева в это все очень даже вписывается. На это пенсионной накопительной системе накопилось столько грехов и несуразностей, что туда как раз человека с такой спорной биографией и сажать.
С человеческой точки зрения, какой на самом деле она является – я не знаю. Но у ЕНПФ репутация скандальная. У Национального банка, при котором существует эта скандальная система, – тоже. Поэтому дело не в Нурбуби. Дело в том, что оскандалилась вся пенсионная система.
Теперь Наурызбаева просто приставлена к функционированию этой вредоносной структуры, и в ее компетенцию просто не входит ничего там менять.