Все дело — в премиальных для военнослужащих, указ о выплате которых был издан Президентом РК еще в 1997 году. Однако следом за президентским указом, по каким-то неведомым причинам, вышел приказ министра обороны об отмене этих премиальных.
Далее сработал типичный внутриведомственный бюрократический механизм, который гораздо быстрее и точнее исполняет запрещающие и ограничивающие распоряжения, нежели все другие. При этом, даже не слишком соблюдая субординацию, согласно которой (и уж кому, как не военным это знать) Указ Президента изначально превалирует над любыми министерскими приказами.
В результате, обрадованным было офицерам пришлось лишь разочарованно развести руками, следуя обычному военному правилу — приказы не обсуждаются.
Да только спустя еще какое-то время в министерстве обороны вдруг поняли, какую оплошность допустили. Исправляя ошибку, Минобороны издает новый документ, уже соответствующий президентскому. Начинаются спешные начисления премиальных. Но вскоре обнаруживается новое противоречие — на местах оказываются два министерских приказа, противоречащие друг другу. Как выяснилось, министр может издать свой приказ, но вот отменить его может только вышестоящее лицо — в данном случае только Президент РК.
В результате, даже в тех воинских частях и подразделениях, где бухгалтерия успела начислить полагающиеся премии, их выплата была приостановлена. Офицерскому составу пришлось вторично разочароваться по одному и тому же поводу.
Однако военные пенсионеры (также включенные в президентский указ о премировании, и также дважды оказавшиеся ни с чем), подобными штучками от своего бывшего министерства обороны оказались сильно возмущены. А будучи людьми практически гражданскими и от Минобороны уже на прямую независимыми, свое возмущение они материализовали в судебных исках. В прошлом году военные суды Восточно-Казахстанской области (где рассматривались первые подобные дела от военных пенсионеров), полностью подтвердили законность требования истцов о выплате им причитающихся премий, и обязали Минобороны деньги выплатить.
Прецедент быстро распространился в военной среде, и вскоре уже практически по всей Республики, все пенсионеры-офицеры, начали обращаться в военные прокуратуру и суды с естественными вопросами: где наши премии? Заметим, что большинство экс-офицеров судиться со своим хоть и бывшим, но все-таки родным министром и министерством в принципе не желали. Требования их касались только одного, коль скоро имеется судебное решение о том, что премии все-таки военным положены, то может быть пора как-то централизованно разобраться с бумажной волокитой в министерстве, и выплатить-таки всем офицерам «президентскую» премию.
Военная прокуратура, тщательно разобравшись в ситуации, пришла к неутешительному выводу, что несмотря на всю очевидность, централизованно решить дело не получиться.
Добиваться своих премий военным людям остается лишь в судебном порядке, причем каждому — по индивидуальному иску.
Ну что ж, в суд так в суд — военных пенсионеров такая перспектива уже не испугала. Тем паче, что повсеместно и очень быстро судебные решения выносились в пользу истцов.
А к началу 2004 года иски стали поступать и от действующих офицеров. Только в ЮКО в военный суд Шымкентского гарнизона поступило уже несколько сот исков от военнослужащих. Их поступило бы еще больше, да только сейчас наблюдается, мягко говоря, странная «игра» бухгалтерий районных, городских и областного военкоматов. Где просто отказываются выдавать потенциальным истцам справки о размерах причитающихся им премий. И причину такого отказа мотивируют очень просто, почти в духе армейского юмора: скажи вам какая премия, вы же ее завтра наличными деньгами получить захотите! А у нас таких средств нет!
Постоянно пытаются обжаловать первоначальные судебные решения и юристы военкоматов. Хотя не по одному признанному иску еще не было отмены, суд второй инстанции подтвердил законность требования истцов, и по ряду судебных решений уже начата выплата премиальных. На стороне военнослужащих выступает и военная прокуратура. Тем не менее, волокита с судебными делами, вернее с подготовкой материалов для передачи в суд, продолжается.
Попытка экономить на премиях для собственных служивых, тем более назначенных Президентом — отнюдь не делает чести министерству обороны. А вот на чем следовало бы поэкономить, так это на судебных издержках. Которые сейчас, когда количество исков стремиться к численности всей армии, грозит перерасти в суммы, возможно на порядок перекрывающие те же премиальные.