С тогда дня, как пресс-служба КНБ РК объявила о задержании в южной столице торговцев антиквариатом, прошло уже 8 дней. Главный приз силовиков: картина кисти Пабло Пикассо, примерная стоимость которой – более 1,5 миллиарда тенге. Как нам стало известно, эту операцию ДКНБ по городу Алматы начал готовить еще в прошлом году.
КНБ накрыл сеть
Тогда внимание силовиков привлекли участившиеся попытки провоза через таможню клинкового оружия. Которое, впрочем, декларировали не как холодное, не как антиквариат, а… как трости для инвалидов. В таких партиях обычно было не более одной-двух подлинных сабель или шпаг, остальные оказывались новоделом. То есть свежеизготовленными и искусственно состаренными фальшивками.
Потянув за ниточки, сотрудники ДКНБ и ДГД Алматы вышли сразу на нескольких подозреваемых. Но, чтобы взять их, конечно, потребовались время и тщательно продуманные оперативные многоходовки.
Операции по задержанию, которая прошла 14 июня, предшествовала цепь странных событий. Так, например, в центре Алматы вдруг совершенно неожиданно для клиентов разом закрылись 7 антикварных салонов!
Позже там, как и по месту жительства подозреваемых, были проведены обыски. И сотрудники межведомственной следственно-оперативной группы обнаружили и изъяли немало интересного. Кроме Пикассо нашли и несколько других, менее ценных картин, а также 367 восточных рукописных книг ХІV–ХІХ веков и отпечатанных литографическим способом в XVIII – начале XX века.
Их примерная стоимость, по официальной информации КНБ РК, – около 261 миллиона тенге.
Изъято средневековое холодное и огнестрельное оружие: сабли, мушкеты и аркебузы арабской и европейской работы. Нашли оперативники и несколько художественных ваз.
Досудебное расследование инициировано по части 2 статьи 234 УК РК – “Экономическая контрабанда”. Его ведут сотрудники службы экономических расследований департамента государственных доходов Алматы, а ДКНБ – курирует.
Тихо, идет экспертиза!
Однако после официальной информации от 14 июня никаких сообщений о ходе следствия больше не поступало. Почему? Чтобы, как говорил милиционер Михал Иваныч в фильме “Бриллиантовая рука”, не спугнуть более крупную рыбу? Вряд ли…
Акулы теневого антикварного бизнеса наверняка имеют обширные связи. Поэтому долго сидеть в неведении они бы не стали, а сразу же покинули пределы республики или залегли на дно.
Но вот что странно. В подобных случаях родственники задержанных обычно штурмуют редакции телеканалов и печатных СМИ, заявляя о том, что подозреваемые, – как тот незабываемый киношный Рафик, – абсолютно невиновные! Сейчас ничего подобного не происходит.
Как известно, торговля предметами старины – занятие для немногочисленных ценителей. Этот бизнес приносит солидные барыши, и поэтому ни один антиквар кричать о своих доходах не станет. Напротив, если предметами торга становятся действительно ценные артефакты, то такие сделки проводят в атмосфере строжайшей секретности.
Может, в нашей республике работает не одна группа, специализирующаяся на незаконной продаже предметов старины, а несколько? Тогда в поле зрения силовиков вполне могут попасть и заграничные коллеги задержанных?
В самом деле, не в Казахстане ведь Пикассо написал ту, изъятую картину! Значит, она откуда-то к нам приехала. Может, из России или какой европейской страны?
Другой вопрос, а являются ли изъятые предметы старины, и особенно картина Пикассо, действительно подлинными?
По нашим сведениям, всё найденное и изъятое у задержанных следствие для уточнения исторической ценности направило на экспертизу. Планета антиквариата. Вехи эпох в первоисточниках
Три года меньше, чем восемь лет
Что же грозит подозреваемым? Чтобы ответит на данный вопрос, достаточно заглянуть в Уголовный кодекс: в самом пиковом случае их ждет лишение свободы на срок до 3 лет с конфискацией имущества. Однако та же статья предусматривает и штраф в размере до 3 тысяч МРП, и исправительные работы в том же размере, и ограничение свободы на срок до 3 лет.
Каким образом контрабанда смогла пересечь границу Казахстана? Неужели таможенники проморгали? А если вдруг выяснится, что антикварам содействовал кто-то из госслужащих? Тогда обвинение, возможно, переквалифицируют на часть 3 статьи 234, а это уже гораздо хуже, так как сидеть придется от 3 до 8 лет.
И наконец главный вопрос: кому предназначалась картина Пикассо. Согласитесь, граждан, способных приобрести подобные шедевры живописи, в нашей стране можно по пальцам сосчитать! Любопытно, если имя покупателя всплывет на следствии, то будет ли он признан соучастником?
Впрочем, на все вопросы предстоит ответить следствию.
Алматы