Делать дело или деньги? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Делать дело или деньги?

Делать дело или деньги?

Как известно, для того, чтобы догнать лидеров, надо двигаться быстрее их. И темпы движения таковы, что любое достижение очень скоро устаревает, причем во всех сферах жизни.

  • 27 Августа 2008
  • 650
Фото - Caravan.kz

Поэтому не случайно все взоры обращаются к тем, кто обладает ресурсами и именуется бизнесменами. Кажется, еще немного, еще чуть-чуть — и эти люди создадут нечто, что сразу утвердит страну в качестве развитой в глазах мирового сообщества.
Но, к превеликому сожалению, надежды эти совершенно безосновательны. Мы уже проявили себя как могли. И господа, и дамы с суровыми лицами в роскошных машинах и офисах твердо заняли свое явно не первое место в мировом распределении труда.
Семнадцать лет независимости — немалый срок. За такой срок уже вовсю заявили в свое время о себе и «Ford», и «Nokia», и «Samsung»… И если у нас, как, впрочем, и в России, и в других странах СНГ, ничего подобного не возникло, то это уже диагноз. И у болезни этой есть имя — средний класс.
Да, да, тот самый средний класс, создание которого связывалось в переломный момент с гарантиями социальной стабильности общества. Сегодня этот средний класс в сочетании с «самой продвинутой финансовой системой» стал тормозом прогресса, балластом, который препятствует решению главной задачи — движению быстрее лидеров. Те, кому подобный разбор полетов не по душе, могут дальше не читать. Те, кому интересно, милости просим. Но факты остаются фактами. И, во-первых, законный вопрос. Неужели все так плохо и всегда ли так было?
— Нет, конечно, — считает политолог Михаил Палев. — Смена эпох в момент соприкосновения вызвала искру настоящего предпринимательства, которое всегда несет в себе новаторство, перспективность видения задач, способность их практического решения и элемент риска. Предприниматель — по своему первоначальному значению — это человек рискующий. Немало специалистов, почувствовавших во время, когда было разрешено кооперативное движение, готовы были к свершениям и начинали делать их. Именно тогда были возможности, чтобы в Казахстане появились и свои самолеты, и автомобили, и различные научно-технические новшества. Энтузиасты могли тогда горы свернуть, поддержи их государство — идей-то хватало. Но именно по этим людям нанесли удар, после которого практически никто не смог прийти в себя. Постарались криминальный и государственный рэкет.
Последующий бизнес, а рынок не предполагает иной формы доходов, которые бы обеспечивали достойный уровень жизни, исходил уже не из стремления профессиональной и личностной самореализации, стремления создавать что-то новое. Последующий бизнес занимался и занимается лишь воспроизводством денег. Причем по правилам, которые переняты у финансовой системы, скопированной с западной.
То, что она не совершенна, знают все. Заточенная под решение единственной задачи — воспроизводства денег, она не предполагает поддержки предпринимательства как такового, она не идет на риск и поддерживает не проекты, а залогодателей. Логика же человеческой жизни такова, что более или менее серьезных результатов человек может достичь, при полном своем посвящении делу, в чем-то одном. Кто-то — выдающийся бизнесмен, то бишь, коммерсант, делатель денег. А кто-то выдающийся специалист, способный на создание новых проектов или новых уникальных продуктов. И между ними пропасть шириною в жизнь. И эта пропасть отделяет людей, способных на создание нового от реальной возможности его создать. Потому что ресурсами, позволяющими это сделать, обладают те, кто занимается воспроизводством денег. Но они, в свою очередь, не могут понять, тех, кто является предпринимателями по сути. Если ты такой умный, то почему же такой бедный?
Как известно, за все в жизни приходится платить. И плата отечественного бизнеса (читай, среднего класса) за благосостояние — скудость помыслов, психологических ориентиров, планов и так далее. Наши предприниматели лишены всего того, что отличает человека творческого, способного к развитию и созданию нового. Отсюда — апломб, заносчивость, недоступность для простых смертных и так далее. Они всего достигли и им некуда больше идти.
Характерной чертой отечественного бизнеса является его вспомогательная роль, если он даже участвует в каком-то распределении труда между транснациональными компаниями. А значит, неспособность самостоятельного проявления на мировом рынке. Мало того, вся система, начиная от финансовой и заканчивая информационно-рекламной, имеет меркантильно-потребительский характер. Герой нашего времени — человек, который аккуратно обращается с деньгами, производит накопления. Коробочка и Плюшкин, казавшиеся когда-то карикатурой, стали самыми распространенными типажами современности, мечтой девочек и мальчиков, пусть и не читавших Гоголя, их жизненным ориентиром, кошмаром, получившим самое широкое распространение в реальности. Очень тяжело видеть, — рассказывал мне выдающийся казахстанский музыкант с мировым именем, — что с кем бы ты ни встречался, в глаза видно одно — $…
Есть ли выход из созданного положения? Конечно, есть. Но очень непростой. И трудноосуществимый. Потому что требует сложной системы мер, которые могли бы изменить в подобающую сторону весь строй мыслей и чувств человека. И такая задача решается в течение многих десятилетий, при очень взвешенных и продуманных подходах. А зачем все это человеку, который хочет жить хорошо — что для него означает, прежде всего, жить в достатке?
И ему глубоко наплевать, что благосостояние ради благосостояния приводит к примитивизации мыслей, чувств, побуждений. И что, еще хуже — передается по наследству…

Иллюстрация с сайта http://justmedia.ru