Эти проблемы поднимались в национальном отчете о целях развития тысячелетия в Казахстане, подготовленном совместными усилиями правительства и Агентствами системы ООН в РК. Презентация в Алматы уже состоялась, а вот новой столице еще предстоит насладиться выкладками сего представительного документа.
Согласно отчету, на ближайшее тысячелетие перед человечеством поставлены 7 ясных целей, реализация которых будет проверяться на выполнении государствами 11 конкретных задач. Какие же из них решаемы за полтора десятка лет в одной отдельно взятой стране? Начнем с положительных фактов, радующих продвинутых казахстанских граждан.
Учиться и равняться
Лишь две глобальные задачи, актуальные для многих стран третьего мира, выполнены в нашей республике досрочно. Это — обеспечение всеобщего начального образования к 2015 году, а также поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин. К 2005 году предлагается ликвидировать неравенство между полами в сфере получения начального и среднего образования, не позднее, чем к 2015 году — на всех уровнях образования. Согласно предоставленным данным 1998 года, процент грамотности среди 15-24 летних обоих полов составляет 99,9%, начальным образованием охвачены 99,1% девочек и 98,8% мальчиков. Доля девочек от общего числа учащихся в 2000 году составила 49% в начальной школе, 54% — в вузах, 51% — в аспирантуре.
Однако, порадоваться здесь можно за свое безоблачное советское прошлое, когда развитая многоуровневая образовательная система была одним из коньков социалистического лагеря. Да еще тому, что за 10 лет независимости система удержалась на плаву, хотя и с некоторыми издержками.
И жизнь хороша, и жить хорошо
Пойдем дальше. Скорее всего, по мнению экспертов, будут выполнены две другие задачи — снижение вдвое доли населения, имеющего доход менее 1 доллара в день, а также снижение вдвое доли населения, страдающего от голода за период 1990-2015 годы.
Считается, что если человек живет менее, чем на 1 доллар в день, то он находится в крайней экономической нищете. Всемирный банк предлагает для стран Центральной Азии поднять планку черты бедности до 2,15 доллара в день, учитывая климатические условия региона, которые предполагают дополнительные расходы на топливо, зимнюю одежду и продукты питания. Однако, основным показателем бедности в родном отечестве является прожиточный минимум. Если верить статистике, доля казахстанцев, живущих ниже прожиточного минимума, составляет 28% от общего количества населения. К примеру, в Жамбылской области прожиточный минимум за 2002 год равнялся 4223 тенге или 140 тенге в день, что явно не дотягивает до 1 доллара.
Между тем, проект программы по снижению бедности на 2003-2005 годы ставит задачу снизить к 2005 году количество бедных до 18%, что почти вполовину меньше по сравнению с 1996 годом. Согласно некоторым оценкам, до переходного периода разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными гражданами Казахстана была четырехкратной, тогда как в 1998 году она увеличилась до 11-кратного показателя.
Больше всего бедных людей проживает в Атырауской и Мангистауской областях, хотя производство на душу населения в данных регионах самое высокое по стране. В 2001 году практически каждый сельчанин Мангистауской области имел доход ниже прожиточного минимума.
Согласно данным ООН, количество людей, которые недоедают в 1997-1999 годах, составило порядка 1,7 млн. человек, или приблизительно 11% населения страны. Однако, по мнению медиков, для республики стоит проблема не сокращения голода, а несбалансированного питания. Анемия считается одной из лидирующих проблем казахстанского здравоохранения. В 1995 году 49% женщин и 69% детей имели разные степени анемии. В 2000 году у 60% обследованных беременных женщин вновь обнаружена анемия. Самые высокие показатели зафиксированы в Мангистау (90%) и в Актобе (80%). Кроме того, Казахстан является зоной, подверженной среднему йододефициту, 20-30% населения страдают от увеличения щитовидной железы.
В настоящее время в стране работает 75 государственных и секторальных программ, прямо или косвенно направленных на снижение уровня бедности. Так что с этими задачами Казахстану в силах справиться, если конечно захочет…
Здоровье нации, как проблема национальной безопасности
Но в чем уж действительно сомневаются эксперты, так в том, что маловероятно сократить на две трети за 1990-2015 годы смертность среди детей до 5 лет (задача №5), снизить на три четверти коэффициент материнской смертности (задача №6), остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости (задача №7), остановить распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости (задача №8), включить принципы устойчивого развития в национальные стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов (задача №9). Это те самые болячки, которые мешают в последнее время спокойно спать казахстанским парламентариям в том числе.
В 2001 году коэффициент смертности детей до 5 лет на 1 тыс. живорожденных равнялся 22,8. Хотя до последнего времени в официальной статистике использовались критерии по мертво- и живорожденным младенцам, не соответствующие критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Лишь с начала 2002 года в пилотных регионах РК, к которым относится и Алматы, началась регистрация младенцев по критериям ВОЗ. Так что по новым критериям коэффициент только увеличится, и снизить его до 11,3 на 1 тыс. живорожденных к заданному периоду вряд ли удастся. Основными причинами младенческой смертности, признают специалисты, остаются перинатальные условия, относящиеся к внутриутробному развитию плода, проблемы во время родов и сразу после них. Второй причиной младенческой смертности являются острые респираторные вирусные инфекции, третьей — врожденные аномалии развития.
Снижение материнской смертности с 55 в 1990 до 13,8 на 100 тыс. живорожденных младенцев к 2015 году также весьма и весьма сомнительно. Самый высокий коэффициент материнской смертности зафиксирован в Западно-Казахстанской (88), Кызылординской (84,5), Восточно-Казахстанской (72,9) областях. Министерство здравоохранения объясняет это тем, что меры разрабатываемые сверху, не в полной мере реализуются на местах. Несмотря на тот факт, что медицинский уход оказывается практически всем женщинам во время родов, уровень материнской смертности остается тревожно высоким. Специалисты предполагают, что существуют серьезные проблемы с качеством услуг в роддомах, низким индексом здоровья женщин детородного возраста, а также высокое количество абортов. Их у нас делают в 3 раза больше, нежели в странах Европейского Союза.
С ВИЧ-инфекцией мы тоже не в ладах, хотя проблема давно уже переросла узко медицинские рамки. На 1 октября 2002 года в РК было зарегистрировано 3093 ВИЧ-инфицированных, по другим данным, реальная цифра приближается к 23 тыс. инфицированных. В 85% зарегистрированных случаев заражение ВИЧ происходило при групповом использовании шприцев наркоманами, однако заметно увеличилось распространение инфекции половым путем, через так называемых работниц коммерческого секса, присевших на наркотики или обслуживающих наркоманов. В 2001 году половой путь передачи составил 5,3%, а за 8 месяцев 2002 года увеличился до 14,8%. По самым заниженным данным, порядка 20 тыс. женщин занимаются проституцией и имеют более 1,5 млн. половых контактов в год. При этом уровень использования презервативов среди них не превышает 20%. Впрочем, процент использования данных контрацептивов среди остального населения также невысок — 18% среди мужчин и 4% среди женщин. Только недалекий и добропорядочный обыватель может отмахнуться от инфицированных наркоманов и проституток, к коим он не принадлежит. К сожалению, названные группы риска живут не изолированно от остального общества, и если не популяризировать безопасное поведение среди членов всего общества, то можно к 2015 году подойти с очень страшными цифрами, угрожающими существованию всей нации в целом.
Слава богу, малярия не угрожает нашей республике, зато рост заболеваемости туберкулезом представляет реальную угрозу. В 2001 году распространенность туберкулеза была на 81,5% выше, чем в 1996-м, и составила 155,7 на 100 тыс. населения. Больше всего больных зафиксировано среди сельчан Кызылординской (429) и Мангистауской областей (260). Кстати, уровень распространенности туберкулеза в тюрьмах в 30 раз выше, чем среди остального населения, также как и уровень смертности от него — в 9 раз. Назвать туберкулез чисто медицинской проблемой также неправомерно, поскольку его появлению способствуют бедность, несбалансированное питание, переполненные тюрьмы, миграция, экология, проблемы системы отечественного здравоохранения. В проекте госпрограммы по снижению бедности на 2003-2005 годы предлагается к 2005 году только снизить смертность от туберкулеза с 26,4 до 23,2 и не повысить уровень заболеваемости до 160 новых случаев на 100 тыс. населения.
И наконец, экологические задачи вынесены в отдельный блок Отчета. В некотором отношении ситуация нерационального использования природных ресурсов в Казахстане находится в еще более плачевном состоянии, нежели во времена СССР. Так, опустыниванию подвержены 66% территории Казахстана, обеспеченность водой казахстанцев является самой низкой по СНГ, леса занимают лишь 4% территории страны, хотя там распространены до 90% редких растений, растущих в республике, зоны опасного загрязнения воздуха совпадают с густонаселенными районами, в стране накоплено более 20 млрд. тонн твердых отходов при ежегодном приросте в 1 млрд. Экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды достигает 20-30% от ВВП.
Куда уж дальше?
В общем, чем дальше в лес, тем больше страшно. В 2000 году в Нью-Йорке президент Казахстана совместно с другими мировыми лидерами подписал Декларацию тысячелетия. Однако, одной политической воли явно недостаточно для решения глобальных задач, хотя и это очень важно. Но первый шаг навстречу сделан. Мы первыми в СНГ узнали в таком внушительном объеме о своих болячках. Осталось только порешить, как с ними бороться или жить в ближайшие 12 лет до очередного Отчета.