Довольно затруднительно купить на нее особняк, дачу в трех уровнях, бриллиантовые серьги жене, «Феррари» последней модели или тот самый пресловутый «Ландкрузер», который является непременным атрибутом жизни скромного казахстанского госслужащего.
Может быть, нашим чиновникам продают все эти предметы в каком-то особом магазине с льготными ценами? С целью подсластить нелегкое существование государственного человека, беззаветно отдающего силы и время на благо отечества?
К сожалению, такая фантастическая торговая точка может существовать исключительно в сладких снах вышеозначенного человека. Однако стандартным джентльменским набором «квартира-машина-дача» он, как правило, обладает и в реальности. А уж качественные характеристики ингредиентов этого набора, их стоимость, количество, а также всевозможные дополнения в виде дорогих костюмов, цацек и бассейнов с лебедями зависят от статуса, должности и степени влияния конкретного должностного лица.
Принцип тарификации взяток был подробно описан еще Николаем Васильевичем Гоголем в те времена, когда чиновничество официально делилось на ранги. Сегодня писатель, пожалуй, мог бы и растеряться — ведь в нашей системе человек вполне маленький, но оказавшийся на нужной должности в нужном ведомстве может огребать такие суммы, что иному начальнику с пышным титулом и не снилось. Однако есть одна характерная вневременная особенность — и два века назад, и сейчас общество ничуть не удивляется несоразмерности жалованья и уровня жизни человека, данное жалованье получающего. Это как бы само собой разумеется: если некто сидит в хорошем кресле, значит, обогащается всеми возможными и невозможными способами — от примитивного вымогательства до изощренных операций с оффшорами.
Но привычка привычкой, а лицо государству держать надо. Периодически начинаются громкие кампании по искоренению мздоимства, использования служебного положения в корыстных целях и взяткобрательства в различных ведомствах. А недавно партия «Нур Отан» выступила с инициативой: обязать госчиновников публично декларировать свое имущество. Как известно, подобная акция недавно прошла в России, где наделала немало шума. Президент страны, члены кабинета министров во главе с председателем правительства, все чиновники администрации президента должны были до первого апреля сего года предоставить в федеральную налоговую службу сведения о своих доходах, в том числе о доходах, имуществе и обязательствах супругов и несовершеннолетних детей. Кто-то это сделал, а некоторые прямым текстом заявили, что и не подумают. Главы субъектов РФ становиться «финансово прозрачными» не спешат — пока на это согласились лишь 6 из 80 с лишним региональных лидеров. Попутно выяснилось, что указ, согласно которому чиновники должны без напоминаний «светиться», почти 12 лет — он издан 15 мая 1997 года и называется «О представлении лицами, занимающими государственные должности и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе». В специально разработанной форме декларации помимо постоянного дохода, чиновники должны указывать доходы от творческой деятельности, акций и ценных бумаг, информацию об остатках средств на счетах, о квартирах, земельных участках, недвижимости и транспортных средствах. Об указе этом, конечно, давным-давно постарались забыть, но, выступая 11 марта 2009 года на заседании совета по противодействию коррупции, Дмитрий Медведев заявил, что самое время вернуть идею к жизни. По его мнению, ежегодная отчетность такого рода со стороны главы государства будет стимулировать госслужащих на выполнение антикоррупционного законодательства. А председатель Совета федерации Сергей Миронов даже предложил приравнять коррупцию к государственной измене и у чиновников, признанных по суду коррупционерами, полностью конфисковывать имущество — как их собственное, так и родственников.
Словом, теперь, после обширной рекламы и развернутых интервью в СМИ, любой желающий может найти на официальных сайтах в Интернете данные о доходах высших российских чиновников. И сейчас я задам крамольный вопрос: ну и что? Станут ли они сразу и мгновенно честными? Раскаются в прошлых злодеяниях и обратятся в ангелов? Сомневаюсь. Возможно, на время станут скромнее — припрячут непристойно роскошные «Ролексы» в коробочки. Но только на время. При современном развитии в наших странах юридического дела — а вернее, искусства юридических уловок — спрятать «концы» огромных доходов никакой сложности не представляет. Когда я недавно проехал по городам Золотого кольца, то убедился в этом воочию — к примеру, депутат Госдумы честно заседает в Москве, а в глубинке на него работает сеть магазинов, оформленная на совершенно другого человека. Денежки капают немалые, но это так, мелочь по сравнению с делами, которые крутятся за границей. А если верить свежеопубликованным декларациям, многие высшие чиновники живут куда хуже, чем средний класс по его классическим определениям. За считанные дни в России возникло могучее сообщество «нищих» мужей состоятельных жен.
Кто-то из российских же сатириков сказал: «Борьба с коррупцией у нас на втором месте после коррупции». Безусловно, казнокрадство и взяточничество наносят огромный вред развитию любого государства, его экономическому росту и политической стабильности. И президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на антикоррупционном форуме партии «Нур Отан» в очередной раз призывал к суровой борьбе с этим злом. И вот на заседании круглого стола по обсуждению проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой» зародилось предложение — законодательно закрепить публичное декларирование отечественными чиновниками своих доходов. «У нас уже есть примеры, когда член нашей партии, руководитель павлодарского филиала, заместитель акима Александр Вербняк публично задекларировал свое имущество», — сообщил председатель комитета партийного контроля Буран Рахимбеков. По его словам, этому примеру последовали руководители еще нескольких партийных региональных филиалов, являющиеся акимами и руководителями областных маслихатов. «И в наших стенах это найдет поддержку, мы должны эти вещи поэтапно закрепить в законодательном проекте», — заявил он.
На мой взгляд, проблема у нас в Казахстане заключается не в отсутствии нормативных актов о контроле, а в их исполнении — причем исполнении, я бы сказал, автоматическом. Этому не научить из-под палки, не привить за неделю, месяц и даже год, это должно быть в крови, как элементарные правила личной гигиены. Это привычка, которая должна укрепиться в самом обществе, а не у отдельно взятых граждан, составляющих определенную прослойку. Цивилизованное общество тем и отличается от нецивилизованного, что оно научилось формировать и отслеживать доходы в обычном порядке. То есть не раздувать факт подачи деклараций до акции вселенского масштаба, а относиться к нему как к совершенно будничному явлению.
К тому же, теоретически, согласно статье 13 закона РК «О государственной службе», при поступлении на государственную службу кандидат, который, кроме того, что должен обладать гражданством Республики Казахстан, необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям, обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, являющихся объектами налогообложения. Наш же человек, получивший должность, абсолютно уверен, что это она дает ему право на усиленное получение доходов и приумножение имущества.
Безусловно, государство должно контролировать своих же чиновников, которые, собственно, этому государству и служат. Но как это делать, если страна погрязла в коррупции? Декларирование — лишь один из институтов контроля.
И если даже он будет введен в Казахстане, КТО сможет объективно и неподкупно проверять подлинность деклараций?
Рисунок с сайта http://www.debri-dv.ru