Дефицит топлива в Казахстане: экономический сигнал или результат исторического бездействия - Караван
  • $ 529.65
  • 544.64
-1 °C
Алматы
2025 Год
17 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дефицит топлива в Казахстане: экономический сигнал или результат исторического бездействия

Дефицит топлива в Казахстане: экономический сигнал или результат исторического бездействия

Ситуация с топливом в Казахстане начинает обретать всё более тревожные очертания.

  • 17 Января
  • 37
караван

По данным, предоставленным Министерством энергетики, уже к 2030 году страну может ожидать серьёзный дефицит бензина, дизельного топлива и авиационного керосина. Например, нехватка дизтоплива может достигнуть от 2 до 4 миллионов тонн в год, а авиационного керосина свыше полумиллиона тонн в год, пишет Caravan.kz со ссылкой на телеграмм канал Казахский чуваш

Причины: между «старым Казахстаном» и реальными потребностями

На протяжении 30 лет Казахстан эксплуатировал советские нефтеперерабатывающие мощности, которые, конечно, модернизировались, но только в рамках необходимого минимума. «Старый Казахстан» не видел необходимости строительства новых НПЗ, предпочитая реагировать на краткосрочные проблемы, а не думать стратегически.

Сегодня страна подошла к критическому рубежу:

• Рост населения до 23,5-27,7 млн к 2050 году требует увеличения производства топлива.
• Потребности соседних стран Центральной Азии с общим населением до 430 миллионов человек тоже могут повлиять на спрос.
• Актуальные мощности НПЗ – 18 миллионов тонн в год – уже близки к пределу, и их расширение запланировано только на ближайшие годы, что оставляет открытым вопрос об удовлетворении спроса в долгосрочной перспективе.

Меры, но не решения

Правительство разработало концепцию развития нефтепереработки до 2040 года, включая расширение существующих мощностей и строительство нового НПЗ к 2032 году. Однако даже оптимистичные прогнозы говорят о полной обеспеченности внутреннего рынка не ранее 2040 года.

План включает:

• Расширение Шымкентского НПЗ до 12 млн тонн в год.
• Увеличение мощностей Павлодарского НХЗ до 8 млн тонн в год.
• Модернизацию Атырауского НПЗ с ростом мощностей до 1,2 млн тонн в год.
• Строительство нового НПЗ мощностью не менее 10 млн тонн в год к 2040 году.

Но вот вопрос: сколько раз за последние десятилетия мы слышали обещания о новых НПЗ? И сколько из них действительно реализовались?

Цены: что будет с топливом?

Дефицит неизбежно ведёт к росту цен. Даже если правительство предпримет меры для субсидирования топлива, рыночная экономика всё равно возьмёт своё. Учитывая высокий спрос на ГСМ в соседних странах, Казахстан может столкнуться с несанкционированным вывозом топлива, что дополнительно обострит ситуацию. Тем более, такое уже проходили.

Не повторить ошибки прошлого

Если мы продолжим наступать на те же старые грабли, то вполне возможно, что мы сами однажды станем «старым Казахстаном». И для следующих поколений этот «наследственный багаж» обернётся очередной порцией нерешённых проблем и вызовов. Они будут вынуждены бороться с последствиями нашего бездействия, исправлять ошибки, которые можно и нужно решать уже сейчас.

Мы живём в реальности, где стратегические ошибки прошлого сегодня становятся видимыми. Казахстану срочно необходимо не только расширение и модернизация НПЗ, но и системное планирование на десятилетия вперёд. И если мы хотим оставить нашим детям что-то лучшее, чем очередной кризис, пора задуматься уже сейчас.

Иначе их судьба будет такой же, как и у нас сегодня – латать дыры, вспоминая с иронией, как когда-то всё это можно было решить.

Напомним, топливо может подорожать: что будет с ценами на продукты.