Чтобы понять это, достаточно беглого взгляда на сегодняшний город откуда-нибудь с отдаленной к северу от него точки: гармонию общего пространство города, напоминающего собой, из-за синего цвета гор, идущих как раз «по краю», огромную чашу из полудрагоценного камня лазурита, явно «ломают» «новострои» последних лет, не согласуемые ни с логикой архитектуры, ни с элементарным ландшафтным дизайном. Массивы многоэтажных застроек, появившиеся в 2000-е годы, напоминают «сколы» на стенках этой чаши. И чем выше были здания тех застроек, тем выше пошли «сколы». Делая все более актуальными и такие «сопутствующие детали», как сейсмическая безопасность.
Некоторые эксперты в сфере архитектуры и строительства считают, что сегодня, применительно к Казахстану, уже пора использовать термин «гуманизация». В этом термине — не только нормальное отношение к человеку как основе, «стержню», любой архитектурной концепции, но и заявка на сохранение основных параметров человеческого существования в современном мегаполисе.
Еще во время пика строительного бума в РК, отечественные архитекторы публично заявляли, что нам извне навязываются архитектурные формы и решения, уже отжившие на Западе и во всем «продвинутом» мире.
Что-то, что выдается на нашем рынке за новацию, в действительности таковой не является уже пару-тройку десятилетий. Да и не факт, что те или иные формы, как, например, стеклянные стены небоскребов, применимы в Алматы с ее высокой сейсмичностью. И что, вообще-то, в мире в последние годы очень ценится сохранение архитектурных моделей позапрошлых эпох. Которых в старой части Алматы было до самых последних лет немало, но по которым жестоко прошел «каток» архитектурного новаторства, как его понимает казахстанский вариант «гарвардских мальчиков». И понятие «гуманизации» архитектуры, озвученное недавно на одной пресс-конференции в Алматы, включает в себя, в том числе, и необходимость уйти от строительства типовых многоэтажек, где отсутствует реальная, а не дутая и формально прописанная сейсмобезопасность.
Сейчас вопрос «гуманизации» жилищного строительства пытается решить компания «ТТ» (своеобразное название, как у популярного советского пистолета; как хочешь, так и понимай), взявшаяся синтезировать в конкретном проекте современные строительные технологии, экологичность и авторский дизайн квартир и зданий. Последнее понимается, в том числе, и как наличие скульптурных групп на территории жилого комплекса. Возможно, что талантливый тандем литовского архитектора Роландаса Ключинскаса и казахстанского скульптора Эдуарда Казаряна, взявшихся за задачу, вполне сможет «вытянуть» конкретный проект из общего болота.
Г-н Казарян заметил на пресс-конференции, собранной по этому поводу, что речь будет идти о создании атмосферы, в которой «людям будет комфортно, уютно и интересно».
А его коллега по проекту г-н Ключинскас заявил, что последний не имеет целью создание эксклюзивного жилья, его приоритетом будет удобство «для человека и коммуны». Насколько можно было понять, архитектор из Литвы тоже противник небоскребов в данном случае. Что уже само по себе радует — настолько «наелся» Алматы высотными зданиями за последние годы.
Нашей задачей не является создавать рекламу кому бы то ни было, в том числе и взявшимся за хорошее дело архитектору Ключинскасу, скульптору Казаряну и компании «ТТ». Поэтому подробности проекта мы опускаем. Более того, скажем прямо: не факт, что в нынешней экономической ситуации, нанесшей сокрушительный удар по строительным секторам куда более устойчивых экономик, нежели Казахстан, данный проект удастся с коммерческой точки зрения.
Но дело даже не в этом. Сам факт его возникновения, как и интереса к нему, показывает, что та строительно-архитектурная тенденция, что абсолютно преобладала в Алматы в последние годы, себя исчерпала, и город нуждается в чем-то и ком-то новом. Но почему-то так и вертится на языке вопрос: «Меняем новые архитектурные формы на старую привычную амбициозность?»
Фото с сайта www.newzzz.kz