Между тем проблемы, обсуждаемые на нем, носили отнюдь не сельский и не локальный характер.
Работа форума проходила с 23 по 27 января. В нем приняли участие около 2,5 тыс. делегатов, среди которых — 27 глав государств, 113 министров, 74 топ-менеджера крупнейших компаний мира.
Сопредседателями форума стали экс-премьер Великобритании Тони Блэр, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, а также руководители ряда крупнейших мировых компаний и банков — американских JPMorgan Chase & Co., китайской China Mobile Communications Corporation, индийского ICICI Bank, PepsiCo и Chevron Corporation.
По словам директора ВЭФ по Европе Кристофа Вебера, к обсуждению в Давосе были предложены вопросы, касающиеся геополитики, проблемы климатических изменений, развития технологических инноваций и мировой финансовой инфраструктуры.
В рамках работы Форума были определены пять основных тем предстоящих дискуссий: «Экономика и финансы — пути преодоления нестабильности», «Бизнес: сотрудничество в условиях конкуренции», «Геополитика: согласование общих интересов, преодолевая разногласия», «Наука и технологии: оптимизация использования природных условий с учетом последних достижений науки» и «Общественные ценности: анализ грядущих изменений».
Однако, учитывая панику на мировых рынках и всевозможные прогнозы роста мировой нестабильности, было очевидно, что основной акцент на Форуме будет сделан на экономических вопросах, что, в конечном счете, и подтвердилось.
Принимая во внимание тот факт, что финансовый кризис уже накануне Форума заставил собраться министров финансов Великобритании, Германии, Италии и Франции для принятия коллегиального решения, само обсуждение кризиса мировой финансовой системы стало центральной темой «Давоса-2008».
Этому способствовала и деятельность Международного валютного фонда, который должен был отслеживать финансовую ситуацию в мире, предпринимая меры по предупреждению финансовых кризисов и сохранению финансовой стабильности, но не справился со своими обязанностями, ограничившись лишь констатацией фактов.
На Форуме многие из участников пытались услышать от делегации США (страны, которая считается «инициатором» кризиса — прим. авт.) насколько изменилась ситуация в Америке. В результате делегация из США, в составе которой находилась госсекретарь Кондолиза Райс пыталась убедить участников деловых и политических кругов, что по отношению к США преждевременно говорить о наступившей рецессии (спад производства или замедление темпов экономического роста, уменьшение валового внутреннего продукта в течение продолжительного времени — прим. авт.).
Тем не менее, выступления представителей американской делегации не внушили оптимизма и уверенности участникам Всемирного экономического форума. Не найдя ответа на то, что же происходит сейчас в США, участники встречи решили сконцентрировать свое внимание на других темах форума, которые стали более обсуждаемыми и интересными.
Так, в специальном докладе ВЭФ — «Global Risks-2008» были представлены наиболее глобальные экономические и политические риски последнего десятилетия (экономические, геополитические, социальные и природные), которые способны оказать влияние не только на отдельные страны, но и негативным образом отразиться на мировой банковской и финансовой системе.
При этом авторы доклада выделили наиболее опасные из рисков: рост цен на энергоносители, системный финансовый кризис, подорожание продовольствия, негативные тенденции глобализации.
Также авторы учли, что негативные последствия могут вовлечь в орбиту своего влияния не столько развивающиеся страны, сколько развитые, и в первую очередь, это касается лидеров экономической, финансовой и других сфер деятельности.
Однако Всемирный экономический форум не обошел стороной и политическую тематику. Среди наиболее выделяемых и запомнившихся, оказались темы: «Наследство президентов Буша и Путина», «Геополитические амбиции России» и «Россия и ее соседи».
Каждая из тем была по-своему интересна. Но приоритет все же отдали первой, так как 2008 год для России и США является определяющим в свете предстоящих президентских выборов в странах.
В данном случае привлекают внимание позиции США и России, когда одна страна, несмотря на кризис банковской и финансовой системы (а также политической власти) пытается по инерции играть роль лидера во всех мировых процессах. А вторая, пользуясь тем, что на ее территории сосредоточены богатые месторождения энергоносителей, на которые постоянно растет общемировой спрос, постепенно «закручивает гайки» в своей внешнеполитической деятельности.
Становится очевидным, что в Давосе от Москвы и Вашингтона ждали разъяснений: какой будет экономическая и финансовая политика после выборов новых президентов? И если в отношении США, внешнеполитический курс которой после избрания очередного президента страны вряд ли кардинально изменится, — все более-менее понятно, то от России мировые деловые круги хотели бы получить некие гарантии, что выбранный при Путине курс, после вступления на пост нового главы государства не претерпит заметных и необратимых изменений.
Вместе с тем в рамках работы Форума наравне с экономическими вопросами в отношении России были подняты аспекты сотрудничества с Китаем, как страны с развивающейся экономикой, имеющей большой потенциал развития. Однако дальше выступлений и обсуждений дело не зашло…
***
Стоит отметить, что представленные на Всемирном экономическом форуме темы носили больше дискуссионный характер. Уже через месяц в Токио соберутся министры финансов «G7» (в состав финансовой «семерки» входят государства-члены G-8, за исключением России — прим. авт.), которые уже более прагматично подойдут к решению проблем, с которыми в настоящее время столкнулась мировая экономика.
Вполне вероятно, что после Форума на данной встрече будет обсуждено реформирование организации и, в первую очередь, расширение ее состава за счет быстроразвивающихся России, Китая, Индии и Бразилии.
И вполне вероятно, что именно расширение состава организации и станет наиболее значимым результатом прошедшего форума, который так и не дал ответа на вопрос о возможных путях выхода из мирового кризиса…
Фото с сайта http://www.rambler.ru/